Почему люди общаются?

Что движет человеком, слушающим вашу речь? Почему мы внимаем лектору, слушаем выступления политиков, проповедь или доклад на конфе-ренции?

Если слушающий выступление пришёл потому, что «так велел началь-ник» или «написано в расписании», то им движет только внешний мотив – дисциплина. Если он думает, что так «правильно», «по-другому неудобно, неприлично», то двигатель – совесть. Таким образом, морально-дисциплинарный мотив основан либо на внутреннем убеждении, что отка-зываться от общения в этой ситуации «некрасиво», либо на требованиях внутригрупповых правил дисциплины.

Возможно, на выступление нас привело любопытство или желание по-лучить удовольствие от общения, – это эмоционально-эстетический мотив. Оба эти мотива неустойчивы, так как собеседник, не испытывая потребности в познании, не расценивая общение в данной ситуации как путь к саморазви-тию и скорее всего останется невключённым в процесс коммуникации. Уста-новление контакта будет затруднено. Если же слушающим движет стремле-ние к познанию, то мотив называется интеллектуально-познавательным. Такие мотивированные слушатели будут глубже проникать в суть переда-ваемой информации.

Реакция на собеседника и информацию

Во внешних реакциях собеседника проявляется отношение к предмету речи и собеседнику. Внимательный человек по внешним реакциям: вопро-сам, словам, репликам, взгляду, позе, жестам, ухмылкам и т.д. – обязательно поймёт, каков настрой слушателя, даже если выступает в многочисленной аудитории. Представьте, к середине доклада количество слушателей, под-жавших щеку рукой, что-то пишущих, глядящих в окно, заметно увеличи-лось. О чём это говорит? Интересы их не задеты, скучно, все устали. Каков процент усвоения информации? Не более 20! Надо спасать ситуацию. По от-ветным реакциям можно всех слушателей разбить на 4 вида.

Равнодушный слушатель остался невключенным в предмет обсужде-ния, его интересы не задеты; весь его вид говорит о том, что ему безразлич-но, что происходит вокруг. Потухший взгляд, маска уныния или, напротив, блаженное выражение лица, вызванное собственными размышлениями и от-нюдь не по поводу сообщаемого. Слушатель-соглашатель либо, будучи кон-формистом, легко принимает идеи говорящего, но также легко от них отка-зывается, либо лишь делает вид, что согласен, так как его интерес не задет и он желает побыстрее закончить общение. Он может кивать, поддакивать, но этот спектакль нужен лишь для того, чтобы произвести впечатление.

Конфликтный слушатель выплескивает отрицательные эмоции: он мо-жет выкрикивать с места, задавать провокационные вопросы, то есть демон-стрировать позицию конфронтации. Скрытое конфликтное отношение про-является лишь в мимике и позе слушателя, но не выражается вербально.

И, наконец, конструктивный слушатель всегда стремится понять чужое мнение. Он задает вопросы, но не с целью «утопить» говорящего, а для того чтобы выяснить детали, найти точки соприкосновения или разногласия. Это способствует появлению атмосферы доверия и сотворчества.

Рубрики: | Дата публикации: 20.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?