По словам Эрика Фихтелиуса, использование музыки в информационных материалах – вопрос деликатный. Музыка, не записанная на месте событий как элемент обстановки, является средством манипулятивного воздействия. Музыкальное сопровождение порой может радикально изменить интерпретацию фрагментов репортажа. Звуки могут подсказать о приближающейся опасности, передать трагизм напряжённостью мелодии, на фоне которой идет рассказ о неординарной судьбе человека.

Наиболее часто звуковой фон используется в таком жанре радиожурналистики, как репортаж. Слово и шумы – неотъемлемая его часть. Радиорепортаж, как мы уже говорили в предыдущих лекциях, немыслим без звуковой картины происходящего события. Никто не поверит репортёру в том, что он ведёт репортаж с праздничного парада, если его рассказ прозвучит в полной тишине или в сопровождении инородных звуков.

Следует знать, что шумы не должны заглушать или перекрывать слова репортёра. Перед репортажем следует провести пробу, записать свои слова на пленку и правильно сбалансировать уровни голоса и шумов. Если уровень шумов в зале или на стадионе не достаточен, репортёр увеличит расстояние между собой и микрофоном, повысит уровень записи. И наоборот, если уровень шумов в зале очень высок, они могут заглушать голос, репортёр будет говорить прямо в микрофон с очень небольшого расстояния при минимальном уровне записи по шкале на панели репортера. Это уменьшит уровень шумов и усилит уровень звучания его голоса.

Известный радиожурналист Ю. М. Бокач выводит два основных правила использования шумов: 1) не надо придумывать «звуковую картинку», «иллюстрировать без необходимости»; 2) слова и фон (звуки и шумы) должны дополнять друг друга, а не повторять .

Что касается использования шумов, то в радиожурналистике и радиоискусстве появилось интересное направление, которое получило название «арт-акустика». Сюжетные передачи основываются на использовании всевозможных шумов, с которыми мы сталкиваемся в реальной жизни или которые ассоциативно восстанавливают определенные исторические обстоятельства. В такой передаче нет ни одного слова – человеческая речь приравнивается шуму, когда слова разобрать невозможно, и остаётся по интонации и ритму речи узнавать оратора, известного поэта и т. д. То есть звуки используются как символы.

Рубрики: | Дата публикации: 23.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?