Опыт радиожурналистики свидетельствует о том, что подобный процесс параллельного мышления чаще возникает у слушателя тогда, когда автор беседы говорит у микрофона без текста, выступает с импровизированной беседой. Именно естественный процесс мышления, который обязательно отражается в эмоциональной окраске беседы, в живой разговорной интонации, больше, чем что-нибудь иное, вовлекает слушателя в собеседование, заражает его предметом разговора. Устность синтаксиса, непосредственное обращение к слушателю (однако не такое, как с трибуны в зале, подобное обращению к слушающему нас собеседнику) создают тот эффект присутствия, который считался привилегией внестудийных передач, в основном репортажа.

Возникает справедливый вопрос: почему только для внестудийных передач, для радиорепортажа этот эффект характерен? Думаем, что создание эффекта присутствия должно быть целью каждой передачи (а не только внестудийной), в каком бы жанре она ни была решена.

Если в репортаже микрофон переносит нас на место события, превращает слушателя в его участника, то в других жанрах, например в беседе, этот эффект достигается благодаря тому, что автор, выступающий у микрофона, «приходит» к слушателю домой и говорит с ним в привычных для него условиях. Решающую роль в данном случае играет слово – форма его подачи, интонация. Слушающий в процессе восприятия передачи должен забыть о том, что с ним говорит радио, а не конкретный пришедший к нему домой человек. Только в этом случае передача создаёт эффект присутствия. Только при этом передача по-настоящему волнует и увлекает слушателей, а личность выступающего становится им небезразличной. Помехой для установления контакта говорящего со слушателем является, как это ни парадоксально, использование таких, казалось бы, естественных для радиовещания слов, как «радиослушатели», «микрофон», «плёнка». Эту помеху можно, да и нужно устранить из радиобеседы. Ибо психология общения с помощью радиоприёмника совсем не требует, а, наоборот, исключает постоянное напоминание о том, что беседа происходит посредством радио.

Создать атмосферу общения журналисту помогут актуальность рассматриваемой в беседе темы, такие качества передачи, как занимательность, оригинальный сюжет, живое начало. К сказанному приведем примеры названий популярных рубрик радиостанции «Мир»: «Радиопосредник», «Зеленая волна», «Затерянный мир», «Сердечный коммутатор», «Поверия наши».

Нередко уже само название передачи предопределяет интерес к ней, и чем удачнее выбрана тема, тем меньше необходимость в её пространной мотивировке.

Рубрики: | Дата публикации: 23.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?