Описательные знания

Ученые выдвигают парадоксальные, необычные идеи, которые, конечно, не могут считаться научными. Так, Фалесу приписывают идею уподобления Земли куску деревянного цилиндра, который плавает в океане. Это фантазия, но одновременно выход за пределы практически данного знания, полет мысли. Еще один яркий пример — утверждение философами Пифагорейской школы идеи о шарообразности Земли. Но какие были доказательства? Главным образом эстетические. Пифагорецы считали, что шарообразная форма наиболее совершенна, поэтому Земле лучше всего быть шаром.

Как математики первые греческие философы вышли на путь абстрактных обобщающих построений, опирающихся на доказательства. Так, Фалесу приписывают доказательство ряда геометрических теорем, в частности, равенства углов при основании равнобедренного треугольника. Позже Пифагор доказывал свою знаменитую теорему, развертывая целую систему доказательств. Но, как утверждают историки науки, и та, и другая теоремы были ранее известны на Востоке. Здесь существенно то, что греческие мыслители не воспринимали как само собой разумеющиеся заимствованные ими на Востоке знания. И если спорно, была ли древняя астрономия наукой (а большинство склоняется к тому, что не была), то почти нет споров о научности древнегреческой математики. При этом на протяжении нескольких столетий древнегреческие философы почти все были математиками. Как известно, Платон объявил главным принципом созданной им Академии лозунг: “Не геометр, да не войдет”.

В Древней Греции развивались и описательные знания, биологические и географические. Поначалу в описаниях было много фантазии, но со временем возрастал спрос на более точные, объективные знания. Ко времени Аристотеля (384 — 322 гг. до н.э.) были описаны уже сотни различных растений и животных. Собрав и систематизировав эти описания, Аристотель поставил вопросы, что такое живое, что такое организм. В области географии описывались страны, города, моря, составлялись карты, планы.

Завершая разговор о развитии древнегреческой науки, отметим ее важнейшие особенности. В отличие от древних культур Востока (Египет, Месопотамия, Индия), где накопленные запасы астрономического, математического и другого знания носили прикладной, рецептурный характер (как измерять земельные участки, предсказывать затмения, разливы рек, вести календарь), древнегреческие мыслители перешли к построению логически связанных и согласованных систем знания — теорий. Эти теории не носили узко практического характера. Основным мотивом первых ученых было далекое от практических нужд стремление понять исходные начала и принципы мироздания. Теоретическое знание в Древней Греции разрабатывали и хранили не жрецы (как на Востоке), а светские люди, поэтому они не придавали ему сакрального (священного) характера, но обучали ему всех желающих и способных к науке людей. Благодаря этому за короткий по историческим меркам период древние греки создали замечательные математические теории, заложили основы целого ряда наук — физики, биологии, социологии, психологии и т.п.

В искусстве древней Эллады наиболее полно выразились все основные черты и принципы греческой культуры. Славу искусства Древней Греции составляют ее архитектура, скульптура, вазопись, театр. Особенности греческого искусства, отличающие все его виды и жанры, — это чувство меры, естественность, живая чувственная непосредственность, стремление к наглядности, образности, пластической выразительности и вместе с тем рациональная конструктивность, умение сопрягать идеальное содержание с его воплощением в конкретном образе.

Рубрики: | Дата публикации: 25.06.2010

Нужна курсовая или дипломная?