Общение и коммуникация

Часто термины «общение» и «коммуникация» используются как равно-значные, синонимические. Однако, по мнению других исследователей, ком-муникация – это связь, в процессе которой происходит передача информа-ции. При этом объектом, получающим информацию, может быть не только человек, но и машина, животное. Общение же – это всегда двусторонний процесс, основанный на взаимодействии равноправных партнёров – субъек-тов общения. Общение, наряду с коммуникативной (передача информации), выполняет и другие функции: регулятивную (служит для регулирования по-ведения), перцептивную (способствует восприятию собеседниками друг дру-га), суггестивную (функция внушения). Мы же примем первую точку зрения и будем рассматривать термины «общение» и «коммуникация» как синони-мы, поскольку в человеческом общении коммуникация в чистом виде прак-тически не встречается, ведь передача информации, как правило, в обществе представляет собой именно двусторонний процесс, речевое взаимодействие.

Что такое деловая коммуникация?

Если коммуникация лежит в сфере официальных отношений и направ-лена на решение конкретной проблемы или достижение необходимого ре-зультата, исходя из общих интересов и целей коммуникантов, то она называ-ется деловой. Деловое общение – самый массовый вид общения людей в со-циуме. Без него не обойтись в сфере экономических, правовых, дипломати-ческих, коммерческих, административных отношений.

Умение успешно вести деловые переговоры, грамотно и правильно со-ставить деловую бумагу и многое другое в настоящее время стало неотъем-лемой частью профессиональной культуры человека: менеджера, руководи-теля всех уровней, референта, служащего, лидера общественной организа-ции. Для достижения высокой результативности практически в любом виде управленческой деятельности вы должны владеть определенным набором сведений, знаний, представлений о правилах, формах и методах ведения коммуникации, о постулатах делового общения.

Важная особенность делового общения – строгое соблюдение его уча-стниками статусной роли: начальник – подчиненный, партнеры, коллеги и др. Если деловым людям приходится постоянно общаться с людьми, стоящими на разных ступенях служебной лестницы, говорят о вертикали и горизонтали отношений. По вертикали – это субординационные отношения, они обуслов-лены социальным статусом, административно-правовыми нормами и харак-теризуются подчинением младшего старшему по чину. Горизонтальные от-ношения предполагают участие в совместной деятельности на принципах со-трудничества, взаимопонимания, с учетом общих интересов.

Деловое общение всегда целесообразно. Это значит, что сама органи-зация делового общения, выбор коммуникативных стратегий и тактик, ис-пользование языковых средств в деловой речи четко подчинены цели дости-жения позитивного результата в решении конкретной проблемы.

Коммуникация в деятельности лидера общественной организации

Готовы ли вы провести совещание и деловые переговоры, выступить с программной речью, сделать критические, но конструктивные замечания, от-стоять позицию в дебатах, уверенно выступить в прямом эфире? А ведь это важная составляющая деятельности молодёжного лидера! Не может быть преуспевающего руководителя, испытывающего трудности с общением. Со-временный руководитель и лидер должен владеть наукой деловых отноше-ний, уметь устанавливать и поддерживать цивилизованные отношения с людьми, преодолевать противоречия, разрешать конфликты.

Основная задача лидера общественной организации – сплотить людей для выполнения какой-либо социально значимой деятельности, будь то за-щита прав населения, помощь нуждающимся, образовательная программа или организация досуга. В общественную организацию приходят люди, объ-единённые общей целью, идеей, системой ценностей. И эти идеи, цели, цен-ности должны быть поняты и приняты членами организации, а значит, изло-жены грамотно, чётко и ясно. Лидер общественной организации – это не только генератор идей, но и их проводник. Можно быть хоть семи пядей во лбу и разрабатывать гениальные проекты, но без умения понятно и тактично излагать свои мысли, а также слушать окружающих, реализовать эти проекты не удастся.

Общественная организация, как правило, осуществляет какую-либо деятельность, а значит, лидер – это гарант умелого управления работой цело-го коллектива. Он должен уметь произнести организационную речь, мотиви-ровать людей к выполнению поручений, чётко давать инструкции, поощрять инициативу, анализировать результаты деятельности. Кроме того, лидер ус-танавливает и поддерживает внешние контакты организации. В связи с этим лидер общественной организации проводит совещания и переговоры, участ-вует во взаимодействии со СМИ, организует деловую переписку, заботится об имидже организации, выступает в дискуссиях и дебатах с оппонентами. Важная функция руководителя общественной организации – ведение диалога с властными структурами. Лидер должен заботиться о том, чтобы в органи-зации укрепилась атмосфера доверия в общении. Такая атмосфера возможна тогда, когда руководство организацией открыто демонстрирует свои намере-ния и уверенно излагает свою точку зрения, устанавливает доброжелатель-ный стиль в общении, при котором соблюдаются принципы кооперативного общения.

Чтобы показать роль владения лидером общественной организации на-выками эффективного общения, рассмотрим некоторые функции лидера и необходимые коммуникативно-речевые умения и навыки общения, без кото-рых выполнение этих функций невозможно.

Функции лидера общественной ор-ганизации Коммуникативно-речевые умения и навыки общения

Формирование команды Умение произносить речь, мотиви-рующую людей вступить в организа-цию (агитационная речь)

Генерация и продвижение идей Умение выражать мысль в действен-ной словесной форме

Организация деятельности Умение организовать совещание: вы-ступить с организационной речью, организовать обмен мнениями, слу-шать других, резюмировать; умение выступить с информирующей речью, владение приемами передачи инфор-мации в системе горизонтальных и вертикальных связей; умение аргу-ментировать и произносить аргумен-тирующую речь

Установление атмосферы довери-тельного общения в организации Умение соблюдать нормы коопера-тивного общения и добиваться того, чтобы это стало традицией организа-ции.

Разрешение конфликтов Умение общаться в конфликтной си-туации

Мотивация членов организации, соз-дание корпоративной культуры Умение произнести воодушевляю-щую речь, похвальное слово, благо-дарственную речь

Взаимодействие с обществом Умение разъяснить цели и задачи ор-ганизации в информационной речи, комментировать деятельность орга-низации; владение всеми видами об-щения

Установление внешних связей с ор-ганизациями-партнёрами и органами государственной власти Умение проводить переговоры, вести деловую переписку, умение высту-пать в СМИ; умение выступать на митинге

Взаимодействия с оппонентами Умение участвовать в дебатах, дис-куссиях, владение приёмами конст-руктивной критики

Конечно, этот список нельзя считать исчерпывающим, но уже он даёт возможность понять, насколько важны умения и навыки эффективного об-щения для результативной работы лидера общественной организации.

Итак, лидер молодёжной общественной организации взаимодействует с людьми и руководит ими, поэтому его задача – научиться эффективному об-щению.

Рубрики: | Дата публикации: 20.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?