Образованная часть римского общества

Но все же они подготовляли победу мировой религии — христианства, наиболее полно ответившего на запросы разных общественных слоев того времени.

Образованная часть римского общества в поисках ответов на главные вопросы эпохи обращалась к философии. Наибольшее распространение в первые века империи получила философская школа стоицизма, развившаяся под решающим влиянием эллинистического философского мышления. Сенека (ок. 4 г. до н.э. — 65 г. н.э.), один из выдающихся философов-стоиков Рима, утверждал, что все в мире подчинено строгой необходимости, что жить счастливо — значит жить в соответствии с природной необходимостью. Свобода, по мысли философа, состоит в добровольном повиновении законам природы, необходимости, судьбе. Смысл жизни Сенека видел в достижении абсолютного душевного спокойствия, в преодолении страха перед смертью. Если жизнь станет невыносимой, человек всегда может из нее уйти, обретя в смерти свободу.

Римская философия все более сближалась с религией, все дальше отходила от науки, не справившейся со своей задачей сделать людей хорошими и счастливыми, а потому переставшей привлекать интерес. Уже стоики рассуждали о боге как высшем разуме, источнике добродетелей, залоге истинной (духовной) свободы. В дальнейшем, в последние века Римской империи, усиливающееся недоверие к разумности устройства мира, рост мистицизма приводят философов к иным путям поисков ответов на волновавшие их ответы. В III-V веках н.э. получает развитие философия неоплатонизма. Её самый видный представитель Плотин (205 — 270) исходил из того, что бог — это единое, истинно сущее верховное благо, которое нельзя познать умом; что душа человека может приблизиться к богу, если очистится от телесного, поскольку телесные желания — источник зла. Философия Плотина оказала значительное влияние на идеологию усиливающегося в тот период христианства.

Общекультурные изменения отразились и на искусстве. В I — II вв. н.э. наблюдается расцвет римского искусства. Это время создания грандиозных архитектурных комплексов, воплощающих мощь императорского Рима. Получает дальнейшее развитие скульптурный портрет; психологизм и выразительность портрета нарастают в течение II и III веков. В художественных памятниках поздней империи (с конца III века) заметно угасание античных идей и принципов. В архитектуре это выразилось в тенденции к упрощению форм, декора. В скульптурных портретах нарастала застылось объемов и форм; образы теряли жизненность и индивидуальную неповторимость, проникались идеей неземного величия императоров, объявивших себя в конце III века божественными наместниками. С конца IV в римском искусстве все большую роль начинают играть христианские идеи и принципы.

Древний Рим перестал существовать в конце V века, но его культурное наследие не погибло и, как будет в дальнейшем показано, оказало глубокое воздействие на образование, науку, искусство и другие сферы культуры Западной Европы.

ЛИТЕРАТУРА.

Боннар Г. Греческая цивилизация: в 3-х т. М.,1992.

Винничук Л. Люди, нравы и обычаи в Древней Греции и Риме. М.,1990.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М.,1988. Ч.1

История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций. М.,1998.

Культура древнего Рима в 2-х т. М.,1985.

Рубрики: | Дата публикации: 25.06.2010

Нужна курсовая или дипломная?