Нравственность и Гуманизм

Мне ближе всего понимание гуманизма как учения об универсальном, совершенном, свободном человеке, для которого другой человек есть столь же высокая ценность, как он сам.

Гуманизм начинается с того, что человек видит в другом самого себя, а в себе – друго-го.

Такому человеку сердечно близки ценности и идеалы гуманизма:

человеколюбие,

стремление к свободе, равноправию, братству и справедливости,

трудолюбие,

коллективизм,

интернационализм.

Кто-то эти ценности раньше связывал с пока не существовавшим «гуманным социализмом» (социализмом «с человеческим лицом»).

Такое мироустройство невозможно вне под-линной социальной справедливости и без разви-тия высокой духовно-нравственной культуры по-давляющего большинства людей.

В заключение — один из тех вопросов, которые герои Достоевского называли “проклятыми”…

А не является ли сам человек со своей не-обычной, загадочной миссией во Вселенной ее особой болезнью, досадной опечаткой эволю-ционного развития?

Может, красивые слова про то, что он “шедевр природы” не более чем сомнительный и само-мнительный миф?

Как известно, подобная позиция имеет доста-точно сильных сторонников.

Взять хотя бы представителей “философской антропологии” шелеровской ориентации.

Начнем с того, что сама природа, как и чело-век, далека от совершенства.

Она мало похожа на безукоризненный рай, в котором оказался “злодей-человек”.

В ней совершаются — в том числе независимо от человека — как позитивные, созидательные, так и негативные, разрушительные процессы (причем как по отношению к человеку, так и по отношению к каким-то чисто природным подсис-темам).

Землетрясения, наводнения и тому подобные напасти, хотя и не злонамеренны, но жестоки.

Действуя вслепую, методом проб и ошибок, природа далеко не сразу находит путь к больше-му совершенству.

Что касается человека, то он бесповоротно не запрограммирован ни на злые, ни на добрые деяния.

Ведь и сами “новые философские антрополо-ги” непрестанно подчеркивают открытость че-ловека, его способность себя пересоздавать.

Создавая человека, природа действительно сотворила шедевр. Все остальное зависит от не-го самого.

Разве мир стал хуже от того, что в него вошла удивительная поэзия Пушкина, явился Леонардо со своей неподражаемой Джокондой?..

Разве мир не стал прекрасней, когда в нем появилась неповторимая архитектура католиче-ских соборов и православных церквей, музыка Баха, платоническая любовь Петрарки?

А чудеса современной техники?

Именно творческая деятельность, милосердие и любовь ко всему окружающему позволяют че-ловеку вести более насыщенную, полнокровную жизнь и являются одной из важных предпосылок счастья.

Рубрики: | Дата публикации: 29.06.2010

Нужна курсовая или дипломная?