Нетрудно заметить: обобщая все, что он знал об аргоне, корреспондент как бы отождествлял себя со слушателем, побуждая и его восстанавливать свои знания, а затем сумел обострить интерес аудитории, противопоставив все эти сведения тому, что известно специалистам.

Как правило, в передаче участвуют профессионал-журналист и специалист другой области, часто не имеющий опыта выступлений по радио. И роль корреспондента становится определяющей в постановке проблемы, направлении беседы, установлении контакта со слушателем. К тому же именно корреспондент должен помочь специалисту выйти за рамки ведомственных интересов.

Кажется, давно уже интервьюеры отказались от трех стандартных вопросов: каковы ваши успехи? Над чем вы работаете? Ваши планы на будущее? – которые некогда избавляли журналистов от подготовки к беседе в любом учреждении, на любом предприятии и так губительно сказывались на самих интервью. Но и сейчас нет-нет да и прозвучит слегка закамуфлированный вариант этих стандартных вопросов, на которые следует зачастую и формальный ответ.

На кого рассчитаны такие сведения, если для специалиста это – элементарно, а неподготовленный слушатель навряд ли уяснит смысл и ценность технического достижения, научного поиска? Но вот из экспериментальной научно-исследовательской лаборатории металлорежущих станков ведет корреспондент свой репортаж. Благодаря его вопросам и комментарию слушатель может довольно полно судить о достоинствах нового токарного станка с числовым программным управлением и даже зрительно представить то, что видит корреспондент. Его собеседник говорит, что станок имеет малые габариты и малый вес. Корреспондент добавляет: «За стеклянной крышкой я вижу шпиндель, в нем укреплена та деталь, которая сейчас будет обрабатываться. Эта деталь напоминает миниатюрную шахматную пешку… Можно посмотреть процесс обработки детали в действии?» Рассказав и об этом, корреспондент спрашивает, какова производительность станка, сколько времени требуется для обработки одной детали и т. п.

Контакт же со слушателем окажется плодотворным лишь при учете его образовательных, профессиональных, психологических особенностей. Определять и учитывать их нелегко. Но только соблюдая эти условия, можно рассчитывать на разговор со слушателем. А в освещении проблем науки и техники без этого не обойтись. Искусство популяризации – особая область журналистики. Его принципы универсальны и содержат вполне определенные рекомендации для начинающих радиожурналистов.

Рубрики: | Дата публикации: 23.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?