Неорационализм

НЕОРАЦИОНАЛИЗМ — течение в методологии и философии науки, сложившееся в первой половине XX в. во Франции и Швейцарии. Основные его пред-ставители — Башляр, Гонсет, Мейерсон. К этому на-правлению иногда относят также Пиаже, Ж. Ульмо, представителей критического рационализма в англо-амер. философии и методологии науки, франц. струк-турализм, общенаучные методологические построения типа общей теории систем и др. Главная организация Н. — «Союз рационалистов», основанный в 1930 и су-ществующий до сих пор. Н. ставил задачу формирова-ния «нового научного разума» путем осмысления практики современного естественнонаучного познания и, в частности, роли дедуктивных наук в его развитии. Образцом такого нового разума в действии служит для Н. физика XX в. с ее фундаментальными открытиями: она призвана вести за собой все другие науки, а также философию — в той мере, в какой она способна изба-виться от метафизических и иррационалистических предрассудков.

Н. складывался в эпоху кризиса культуры, господ-ства скептических и мистических умонастроений после первой мировой войны. В этой атмосфере Н. ставил своей задачей возобновление преемственной связи с веком Просвещения, защиту науки как прогрессивной социальной силы, распространение нового научного духа на различные сферы человеческой жизни. В про-тивоположность классическому рационализму, кото-рый опирался на априорные схемы обоснования зна-ния, Н. исходит из исторически меняющихся предпо-сылок познания и применяет в области историко-научных исследований диалектические идеи. Отвергая узкоэмпиристские концепции научного познания неопозитивизма, представители Н. подчеркивают об-ратную зависимость эмпирических данных от структур теоретического знания, в которых эти данные получа-ют свое объяснение. Н. стремится к новому диалогу разума и опыта вне традиционной метафизики с ее субстанциализмом и спекулятивными конструкциями.

К числу основных положений Н. относятся: онтоло-гический постулат о всеобщей детерминированности реальности; тезис о умопостигаемости «рационализи-рованной» реальности, или «реальности второго по-рядка»; методологический принцип универсальной значимости широко понимаемого экспериментального метода; отстаивание идеи прогресса в познании и су-щественного значения рациональной мысли в жизни и Развитии общества. Эти принципы лишь очерчивают программу Н., но не определяют заранее всех ее де-талей, допуская разнообразные исследовательские подходы. Так, Н. ставит целью изучение социально значимых иррациональных форм мышления и культу-ры; исследование различных типов и форм рацио-нальности в их зависимости от историко-культурных условий, от степени технического развития и т.д.; ана-лиз способов доказательства, опровержения и аргу-ментации в различных областях практики и познания. Наиболее плодотворными оказались идеи неорацио-налистов о множественности форм рациональности, о исторической динамике разума, об «эпистемологиче-ских разрывах» (Башляр), отделяющих качественно своеобразные этапы мысли и познания друг от друга. Эти идеи были подхвачены и развиты в историко-научных и эпистемологических трудах Альтюссера, Фуко, Деррида, Ж. Кангильема, Д. Лекура и др.

Особое место в Н. занимает проблема обоснова-ния, функционирования и развития теоретического знания. Однако теоретизм Н. — это не новый априо-ризм. Разум в Н. не исключает динамику, риск, творче-скую интуицию. Новый научный разум шлифует свою «утонченную чувствительность» на весьма разнород-ном материале — не только собственно познаватель-ном, но и связанном с работой художественного вооб-ражения, интуиции и т.п. Для Н. важна не одна лишь мощь познающего разума, но и «красота науки» и тех моральных идей, которые лежат в основе разумной деятельности. .

Башляр Г. Новый рационализм. М., 1987; Киссель М.А. Судь-ба старой дилеммы: рационализм и эмпиризм в буржуазной фило-софии XX века. М., 1974; Федорюк Г.М. Французский неорациона-лизм. Ростов-на-Дону, 1983.

Рубрики: | Дата публикации: 02.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?