Наука и мораль.

Этика науки. Социальная ответствен-ность ученого. Профессиональная этика в экономической (юридической и пр.) сфере.

Платон мне друг, но истина

дороже.

Аристотель

Лучше ошибаться, поддержи-вая Галена и Авиценну, чем быть правым, поддерживая других

Микеланджело

Лучше ошибаться с Платоном (мудрецом), чем судить правильно с другими (обыкновенными) людьми.

. Высшая ценность для науки — это истина.

Сама по себе она в моральном отношении ней-тральна.

Моральные оценки могут относиться:

А) К деятельности по получению знания. Профессиональная этика учёного требует от не-го интеллектуальной честности и мужества в по-исках истины.

Б) К деятельности по применению научных результатов.

Здесь проблема соотношения Н. и нравствен-ности встаёт в виде моральной ответственности учёных за социальные последствия, вызванные применением их открытий.

Варварское использование Н. милитаристами (опыты гитлеровцев над людьми, Хиросима и На-гасаки).

Это вызвало ряд активных социальных дейст-вий прогрессивных учёных (Пагуошские конфе-ренции и др.), направленных на предотвращение антигуманистического применения науки.

Главная трагедия нашей эпохи – не в науч-но-техническом, экономическом, политическом или экологическом кризисах самих по себе, а в нравственном кризисе.

В тупик нас завел не научно-технический прогресс, а его безнравственное использо-вание.

Не экономика завела нас в тупик, а без-нравственные действия в экономике.

Не политика, а безнравственные полити-каны.

Фромм о революции

Вот почему, предавая забвению мораль, мы поступаем не просто халатно, а преступ-но .

Нравственный опыт важен потому, что без него любое знание может принести беду.

Басня про мужика и медведя

Жизнь, не устремленная (хотя бы в мечтах) к идеалу, теряет смысл.

И не столь уж важно – где расположен этот идеал – в потустороннем или посюстороннем мире.

Важнее, каков он.

Главная отличительная особенность под-линного идеала – его универсальность .

Твой идеал не должен мешать жить другим лю-дям.

Он не может кому-то нести добро, но кому-то – зло, кому-то дарить прекрасное, но кому-то – безобразное.

Особенно важно искать какие-то общие основа-ния в моральных ценностях сейчас, перед тра-гедией, грозящей всему роду человеческому.

Люди, в душах которых нет высоких нравст-венных принципов и общечеловеческих идеалов, не способны создать динамично развивающееся справедливое и счастливое общество .

Вот почему важно помочь возможно большему числу людей обрести чувство повышенной от-ветственности за свои действия и стремле-ние к достижению оптимальных результатов во взаимодействии с окружающим миром на нрав-ственной основе.

В наши дни велика как никогда моральная ответственность ученого.

Слишком беззащитной перед наукой и тех-никой стала природа.

Слишком уязвимым перед ними стал и сам человек (наука способна вторгаться в «святая святых» — переделывать природу человека, программируя его поведение, кон-тролируя его чувства и мысли, влияя на его наследственность).

Слишком громко стали стучаться в дверь глобальные проблемы современности:

— как избежать человечеству самоубийства в результате новой мировой (или даже локаль-ной) войны,

— как уберечь нашу планету от губительного загрязнения, от истощения ресурсов, от необ-ратимого нарушения природного равновесия?

Порою ученый просто не в силах предусмот-реть неожиданные последствия применения сво-его открытия (так в свое время произошло с пре-паратом ДДТ, за открытие которого автор полу-чил нобелевскую премию и который был затем запрещен почти во всех странах из-за резко от-рицательного влияния на природу и человека).

Но бывает и так, что ученые видят всю опас-ность неразумного использования своих изобре-тений, но лишены возможности эффективно кон-тролировать подобное применение и не допус-кать его.

Поэтому моральную ответственность за ис-пользование научных открытий несут не только ученые, но и те политические и госу-дарственные деятели, от которых зависит окончательное принятие решений.

Очень важно, чтобы развитие политических институтов, социальных отношений и нравствен-ности трагически не отставало от развития науки и техники.

Аристотель.

Нужен ли ученым некий специфический нрав-ственный кодекс, особая рассчитанная именно на них мораль?

Скорее всего, он должен включать общечело-веческие нравственные принципы, заложенные в мировой духовной культуре.

Знаменитые общечеловеческие заповеди об-ращены и к ученому, но звучат для него по-особому:

Общечеловеческая заповедь «Не солги» пре-вращается в «Не солги, извращая научную исти-ну».

Заповедь «не укради» становится такой: «Не укради чужие идеи, выдавая их за свои».

«Не убий… и не содействуй росту агрессивно-сти и жестокости».

И совсем уж кратко, как в гиппократовой клят-ве: «Главное – не навреди!»

В то же время у ученых и специалистов суще-ствует своя профессиональная мораль.

Дианталогия (не путать с дианетикой).

Медицинская, педагогическая, юридическая и пр. диантология.

Современная медицина нередко сталкивается с ситуациями, в которых она довольно долго мо-жет поддерживать “растительное существова-ние” тяжело больного человека, но бессильна вернуть его к более-менее нормальной челове-ческой жизни.

В связи с этим возникает проблема права на искусственное умерщвление.

Корчак.

Острые нравственные и правовые проблемы встают и в связи с суррогатной беременно-стью, трансплантацией органов (включая в бу-дущем и мозг), использованием в лечебных це-лях веществ, извлекаемых из абортируемых младенцев и т.п.

Возникла новая комплексная дисциплина биоэтика.

Она объединяет важнейшие принципы и идеи философии, этики, медицины, биологии, гене-тики, юриспруденции.

В рамках биоэтики разрабатываются новые моральные и правовые нормы, которые могли бы помочь высоконравственно, научно коррект-но и юридически грамотно ориентироваться в соответствующих ситуациях.

Создание определенных стереотипов может облегчить манипулирование человеком без его ведома.

Возможны такие основные типы манипулиро-вания:

— идеолого-политическое манипулирование. Его крайние проявления существуют при тотали-тарных режимах;

— экономическое манипулирование. Оно наиболее интенсивно проявляется в рамках вне-правового и внеморального “дикого рынка”;

— информационно-техническое манипули-рование; оно возрастает по мере усиления от-чуждения человека от техники и технократиче-ской власти.

Безусловно, все эти типы манипулирования зачастую срастаются.

Поделив зоны влияния, они стремятся полно-стью овладеть человеческим поведением.

С одной стороны, нам грозит бездумное или злонамеренное использование научных открытий и технических достижений, связанное, например, с возможным искусственным производством по-томства, целенаправленной обработкой челове-ка специальными препаратами, меняющими его важнейшие психологические характеристики и свойства.

Но с другой — открываются все новые воз-можности спасать жизнь и здоровье людей, осу-ществляя хирургическую пересадку самых раз-личных человеческих органов либо замену их на искусственные.

Опасность антигуманного использования науч-ных достижений особенно возросла в связи с но-выми открытиями в области генетики, молеку-лярной биологии и ряда других наук.

Они позволяют существенно влиять на фун-даментальные основы духовного мира человека.

Как известно, даже осторожное операционное вмешательство в мозговые структуры может вы-звать радикальные изменения в эмоциональной сфере человека.

Вот почему хирургическая модификация чело-веческого поведения допустима лишь тогда, ко-гда больной крайне агрессивен, патологически стремится к убийству или самоубийству (и все другие способы терапии бессильны).

Рубрики: | Дата публикации: 29.06.2010

Нужна курсовая или дипломная?