Научные гипотезы.

Исследование проблемы начинается с выдвижения гипо-тезы, представляющей собой обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения закономерностей и причин исследуемых явлений.

Как форма научного познания гипотеза характеризуется прежде всего тем, что она является обоснованным предпо-ложением и это отличает ее от разного рода догадок и не-обоснованных предположений. Гипотеза опирается на факты, согласуется с законами теории, на основе которой она вы-двинута.

Гипотеза проходит три этапа: построение (накопле-ние, анализ и обобщение фактов, выдвижение предположе-ния для их объяснения), проверка (дедуктивное выведение следствий, вытекающих из гипотезы и сопоставление следст-вий с фактами), доказательство (практическая проверка по-лученных выводов).

Выдвинутая гипотеза доказывается или опровергается. Дока-занная гипотеза превращается в научную теорию. Например, гипотеза Резерфорда о планетарной модели атома.

Вообще говоря, гипотезы могут быть научны-ми, ненаучными и псевдонаучными.

Ненаучные гипотезы — это гипотезы в ненауч-ной сфере, не претендующие на статус научно-сти: “Люблю ли тебя, я не знаю, но кажется мне, что люблю…”

Псевдонаучные гипотезы выдают себя за на-учные без всяких на то оснований. Они не осно-ваны на многочисленных фактах и наблюдениях или вообще не допускают никакой проверки. На-пример, таково утверждение: “В момент, когда гильотина отрубает голову, это неописуемо при-ятно”.

Или знаменитый пример, иронично предло-женный Р. Карнапом: «Когда никто никак не кон-тролирует столы, они превращаются в кенгуру».

А. Мигдал выделял такие общие черты «вели-ких» открытий, опирающихся на псевдонаучные формы и методы:

1. Перевороту подвергается не какой-либо один вопрос, а сразу все результаты современ-ной науки.

2. Автор не имеет профессиональных знаний в данной области.

3. Никогда не цитируются современные науч-ные работы, по-видимому, потому, что автор с ними не знаком.

4. Автор заявляет, что его работа — плод мно-голетних усилий. Однако, видно, что время по-трачено не на математические выкладки, не на эксперименты и даже не на анализ известных фактов, а лишь на «самоуспокоение».

5. Никаких других работ меньшего масштаба у автора не было.

«Между тем истинный переворот в науке непо-средственно затрагивает сравнительно узкую область явлений и происходит на прочной осно-ве имеющихся достижений науки, всех осталь-ных областей. Современная наука так специали-зирована, что требует громадного арсенала тех-нических знаний, которые приобретаются дли-тельной, упорной, добросовестной работой» .

Научная гипотеза — это незавершенная тео-ретически или непроверенная практически по-пытка дать объяснение (интерпретацию) какой-то достаточно большой совокупности фактов, свя-занных между собой.

Гипотеза связана с переходом от познания яв-лений к познанию сущности изучаемых процес-сов, а также с переходом от чисто эмпирических к теоретическим обобщениям.

Гипотеза отличается от «неоперившейся» идеи или наивной догадки тем, что включает в свою «парадигму» способы возможной проверки, веду-щие к доказательству или опровержению.

Любая истина, любая аксиома или теория бы-ли когда-то гипотезами.

Создание гипотезы зачастую связано с науч-ной интуицией (конечно, помноженной на муд-рость и трудолюбие) .

Научная гипотеза, имеющая шансы стать тео-рией, обладает такими чертами:

1. Существует хоть какая-то возможность её проверить. Если гипотеза в принципе не допус-кает никакой проверки, то она ненаучная.

Пример непроверяемой «гипотезы»: идея абсо-лютного пространства и абсолютного времени в концепции Ньютона. По Канту…………….

2. Гипотеза эмпирически обоснована, а факты, на которые она опирается, что-то обобщают (противоположный случай – так называемые «ги-потезы» ad hoc, придуманные только для данно-го случая; таковы многие “гипотезы” о НЛО).

3. Научная гипотеза не только что-то объясня-ет, но и что-то предсказывает (связано с 1 и 2). Причем предсказание должно быть как можно определеннее.

4. Развивая гипотезу, ученый стремится к большей теоретической и логической простоте (сравнение геоцентризма и гелиоцентризма сра-зу выявляет преимущества последнего). Об этом же говорит уже рассмотренный нами принцип простоты, или “Бритва Оккама”.

5. Гипотеза связана с основным фундамен-тальным каркасом науки и предшествующими научными теориями (сразу вспоминается “прин-цип соответствия”).

6. Создатель гипотезы допускает существова-ние других научных гипотез и теорий, а также го-тов к конструктивному их обсуждению.

Научная гипотеза может превратиться в псев-донаучную, пройдя через «глухой телефон» непо-нимания или неполного понимания: умный уче-ный что-то рассказал менее умному, тот — своей жене, жена — соседке, а дочка соседки оказалась журналисткой…

Рубрики: | Дата публикации: 01.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?