Научное прогнозирование

Знать, чтобы предвидеть, и предвидеть, чтобы действо-вать.

О. Конт

Есть разные типы предвидения:

обыденно-бытовое (- Я же тебе говорила, что он от те-бя уйдет…);

эмоционально-чувственное (- У меня нехорошее пред-чувствие перед экзаменом)

рационально-научное (- Ракета, запущенная к Юпите-ру, сначала пролетит на расстоянии в тысячу км над Марсом).

Научные законы описывают то, что происхо-дит сейчас, происходило в прошлом, а также бу-дет происходить в будущем при наличии тех же самых условий.

Вот почему научные концепции способны прогнозировать будущее, а там, где это воз-можно, даже проектировать его

(«Здесь будет город заложён назло надменному соседу…»).

Они духовно связывают настоящее с потен-циальным будущим.

Научное прогнозирование исследует пер-спективы развития того или иного процесса.

Социальные прогнозы представлены плани-рованием, программированием, проектировани-ем.

Чаще всего, социальное прогнозирование подразделяют на:

краткосрочное — на 1-2 года,

среднесрочное — на 5-10 лет,

долгосрочное — на 15-20 лет,

сверхдолгосрочное — на 50-100 лет. [1]

Основные методы прогнозирования:

экстраполяция,

моделирование,

опрос экспертов,

создание сценариев возможного будущего.

За последние десятилетия число научных работ, посвященных прогнозированию, резко возросло, причем прогнозы касаются как гло-бальных аспектов развития цивилизации, так и отдельных сторон социальной жизни или при-родных процессов.

Любой глубокий и долгосрочный прогноз име-ет междисциплинарный характер.

Он не может быть основан на изолированных исследованиях в узких научных областях.

Ошибочность прогноза чаще всего связана с тем, что при его разработке учитывались лишь второстепенные факторы и функциональные связи, влияющие на развитие изучаемого объек-та .

Наряду с обычным прогнозированием сущест-вует его своеобразный вариант – ретроальтер-нативистика (исследование альтернатив в про-шлом развитии).

Так, например, палеонтологи могут рассмат-ривать различные сценарии происхождения homo sapiens, в том числе тупиковые пути. БЭКМ

По мнению Лакатоса, способность науч-но-исследовательской программы предска-зывать эмпирические факты (в том числе и те, которые могут вызвать аномалию) – это важный показатель ее прогрессивного раз-вития.

Если программа объясняет факты в основном задним числом, значит она регрессирует.

Проектирование — это процесс создания проекта — прототипа, прообраза предполагаемо-го или возможного объекта, состояния.

Наряду с традиционными видами (архитек-турно-строительными, машиностроительными, технологическими и др.) начали складываться самостоятельные направления: проектирование человеко-машинных систем, трудовых процес-сов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологическое, генетическое и др.

Рубрики: | Дата публикации: 30.06.2010

Нужна курсовая или дипломная?