Направления в христианстве: протестантизм и его разновидности.

Реформация и ранний протестантизм.

В 1546 г. перед Консисторией (органом руководства религиозной общиной) Женевы предстали два глав¬ных сановника города. Они обвинялись… в участии в танцах. Нелегко было этим солидным людям прино¬сить публичное покаяние за свой грех… Вот уже пять лет как в городе-государстве утвердилось чрезвычайно влиятельное положение (фактически полная власть) одного из проте¬стантских вождей Жана Кальвина. Он попал сюда случайно: будучи про¬ездом, остался, следуя уговору одного проповедника, и, как выяснилось, навсегда. Этот человек был хил и слаб от природы, но необыкновенно си¬лен духом, умен, последователен, фанатичен и жесток. Именно он в ко¬роткий срок абсолютно изменил образ жизни горожан. Еще вечер, но на улицах нет прохожих, закрыты почти все трактиры, не звучит музыка, запрещены танцы и театр, азартные игры. Не дай Бог кому-нибудь одеться ярко или богаче других! Завтра с раннего утра женевцы начнут добросовестно трудиться. Кто имеет успех в своем деле, будет считать¬ся отмеченным Богом. Труд, скромность, бережливость, вера и нрав¬ственность — вот главные лозунги Кальвина. Крайность, чудачество, фанатизм — так выглядит учение Кальвина.. Отчасти да. Но, по сути, это начало новой цивилизации, развитую стадию которой мы ви¬дим сейчас в Западной Европе и в Северной Америке. Кальвин, как и многие его сторонники — вожди нового протестантского направления в христианстве — заложили идейную основу капиталистического укла¬да жизни. Именно деятельность миллионов безвестных людей, повино¬вавшихся религиозному долгу и считавших самым главным в своей жиз¬ни скромный, упорный труд, успешное предпринимательство, — заложила основу богатства и огромных достижений этой цивилизации.

Реформация (от лат. геformatio преобразование, исправ¬ление) — это широкое общественное и духовное движение, получившее наибольшее развитие в XV в., направленное против католичества. Цель Реформации — исправление, рефор¬мирование христианства, возвращение его к первоначальным апостольским идеалам. Многих людей той эпохи возмущало богатство церкви, злоупотребления и ханжество священников, аморальность некоторых римских пап и многое-многое другое. Недовольные находились и в среде самого католического ду¬ховенства. Из истории вы наверняка помните Яна Гуса, со¬жженного на костре за еретические взгляды и породившего своим учением целую серию гуситских войн в Чехии в первой половине XV в.

Огромное влияние на духовные искания XV—XVI вв. ока¬зало учение гуманизма (от лат. Humanias — человечность). В его основе лежит положение о том, что человек ценен сам по себе. Именно он, человек, со своим человеческим поведением, с талантами и слабостями находится в центре философской си¬стемы гуманизма. Высшая ценность — это человеческая жизнь, разум, с помощью которого можно постичь весь мир и законы его существования. Гуманизм стал связующим звеном между философией античности и веком Ренессанса (Возрождения). Из гуманизма выросло учение философов-просветителей XVIII в. Основоположниками гуманизма были Данте, Петрар¬ка, Бокаччо, Лоренцо Балла, Мишель де Монтень, Томас Мор и многие другие. Очень глубокие корни пустил гуманизм в Гер¬мании (особенно в крупнейших университетах), в этой стране он и перешел постепенно в церковную Реформацию. Возникновению Реформации и протестантизма предше¬ствовали не только духовные, но и социально-экономические предпосылки. Для Европы это время ознаменовалось глубо¬ким кризисом феодальной системы, зарождением капиталис¬тического уклада. Доживала свой век «Священная Римская Империя германской нации», рушились многие привычные устои жизни, назревали первые буржуазные революции. Преобразующую роль в жизни европейцев сыграли Великие гео¬графические открытия, изобретение книгопечатания.

Обычно начало Реформации и протестантизма связывают с конкретной датой и конкретным событием (конечно, это несколько условно). В 1517 г. в Германии шла широкая прода¬жа индульгенций (вспомните предыдущую тему), средства от которой католическая церковь намеревалась направить на строительство Собора св. Петра в Риме. С этой целью в г. Виттенберг приехал доминиканский монах, который сумел со¬брать с горожан немалые деньги. Миссия доминиканца и стала поводом для резкого выступления местного священника и про¬фессора богословия Мартина Лютера, который в знак проте¬ста 31 октября 1517 г. запер свой храм и прибил на дверь зна¬менитые 95 тезисов, осуждавших продажу индульгенций. Первоначально Лютер, вероятно, не предполагал становиться рас¬кольником церкви: сам ход истории вывел его на эту роль. По меткому выражению Ф. Энгельса, выступление священника стало «ударом молнии в бочку пороха». Вызванный вскоре папой Львом X для разбирательства, Лютер отказался явить¬ся в Рим и публично сжег папскую буллу (грамоту), отлуча¬ющую его от церкви. Затем деятельность «вероотступника» была осуждена на соборе в городе Вормсе, а германский им¬ператор Карл V Габсбург объявил его вне закона. Озлобление было столь сильно, что Карл решил убить Лютера со всеми сторонниками. В ответ на это несколько германских князей и городов объявили протест, защитив реформатора. С этого момента к сторонникам Лютера стал применяться термин про¬тестанты, от которого все течение получило название про¬тестантизм. Это название наполнилось позже более широ¬ким смыслом, как протест против католической церкви и власти папы.

После этих бурных событий, расколовших общество, Лю¬тер не только продолжал развивать свое учение, но и призвал к широкому обновлению церкви, возврату ее к апостольским временам раннего христианства. Мартин Лютер был не толь¬ко великим теологом и реформатором церкви, но и переводчиком Библии на родной язык, внесшим большой вклад в раз¬витие немецкого языка, а кроме того — теоретиком музыки, композитором (автором хоралов и религиозных песен, осно¬ванных на немецком фольклоре), т.е. очень талантливым и разносторонним человеком.

Новое течение было официально оформлено в 1521 г. в виде документа «Аугсбургское исповедание», которое составил друг, последователь и систематизатор учения Лютера- Филипп Меланхтон. Еще более радикальными оказались последователи М. Лю¬тера в Швейцарии — Жан Кальвин и Ульрих Цвингли. Оба они пришли к выводам о необходимости религиозной рефор¬мы самостоятельно и помимо Лютера. Кальвину удалось ре¬ализовать свое учение в свободном швейцарском городе-госу¬дарстве Женеве, а Цвингли развернул деятельность в Цюрихе. Последний пошел очень далеко: он закрыл все монастыри, отменил мессу, изгнал из церквей живопись и музыку. Богат¬ства церкви он пускал на медицину, благотворительность и об¬разование. Цвингли полемизировал не только с католиками, но и с протестантами, в том числе и с Лютером, считая, что они остановились в реформах на полпути. Цвингли погиб в сраже¬нии с католиками, сопровождая войско протестантов в каче¬стве священника. Кальвин был не только смелым реформато¬ром, но и одним из первых протестантских богословов, оставившим 59 томов своих произведений. Его учение отли¬чалось от других важным положением «об абсолютном пре¬допределении», то есть о том, что посмертная судьба каждо¬го человека уже заранее предопределена Богом. Реформация в Германии породила в 1524—1529 гг. крово¬пролитную крестьянскую войну, вождем которой стал Томас Мюнцер, находившийся под влиянием идей Лютера и чешс¬ких таборитов (вспомните историю средних веков). Реформа¬ция толкнула Мюнцера на борьбу за всеобщую социальную справедливость в защиту бедных и обездоленных. Большинство реформаторов — протестантов осудили Мюнцера за ра¬дикализм его взглядов и кровопролитие.

Католическая церковь пыталась пойти на незначительные уступки, одновременно усиливая террор против непримиримых деятелей Реформации. Не случайно именно в это время был создан монашеский орден иезуитов (см. предыдущую тему).

Рубрики: | Дата публикации: 27.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?