Мирон

Работы другого великого скульптора – Мирона — отличались композиционной продуманностью и законченностью движения, выражающего суть замысла. В своей знаменитой статуе “Дискобол” он сумел запечатлеть момент движения. Поликлет пытался обосновать и практически воплотить закон идеальных пропорций, стремился к максимально ясной соразмерности частей гармонично развитого прекрасного человеческого тела. В этом плане в качестве канона выступает его статуя “Дорифор” (юноша — копьеносец).

Греческая скульптура не знает всепроникающего анализа характеров. Лица греческих статуй мало индивидуальны. Не случайно портрет в Греции был развит сравнительно слабо. Но скульпторы передавали богатую гамму душевных движений, чувств, переживаний через движения тела. Тело и психика осознавались в их нераздельности. Тела греческих статуй необычайно одухотворены (даже тех, которые сохранились лишь частично). Ведь согласно идеалу калокагатии, красота человека неразрывно связана с положительными нравственными качествами, добродетелями. Прекрасное тело предполагало и гармонию души, а безобразное — означало недостаток разума, благородства, отрицание позитивных нравственных качеств.

На рубеже IV века до н.э. греческий полис переживает кризис, особенно тяжело этот процесс происходит в Афинах вследствие неудачной войны со Спартой. В этих условиях был поколеблен классический идеал человека как доблестного и прекрасного гражданина города-государства. Возникают раздумья, рождающие беспокойство либо склонность к безмятежному наслаждению жизнью. Возрастает интерес к индивидуальному миру человека. Грандиозность мироощущения, спокойствие и величавость уступают место выявлению в искусстве сложных переживаний, страстей и порывов. Ваятелей IV века до н.э. впервые привлекают прелесть детства, мудрость старости, вечное обаяние женственности. Наиболее ярко эти тенденции отразились в творчестве великих скульптуров IV в. до н.э. — Скопаса, Праксителя, Лиссипа.

Аналогичные изменения происходят и в греческом театре. Трагедии Эсхила (526 — 456 гг. до н.э.) славят идеи человеческого подвига, патриотического долга. Софокл (90-е годы V в. — 406 г. до н.э.) славит человека, причем сам говорит, что изображает людей такими, какими они должны быть. Еврипид (446 — ок. 385 гг. до н.э.) стремится изображать людей такими, каковы они в действительности, со всеми их слабостями и пороками.

В последней трети IV века до н.э. наступает конец классической культуры Древней Греции, рождается эпоха эллинизма. Начало ей положили походы Александра Македонского и массовый колонизационный поток жителей Древней Эллады во вновь завоеванные земли. Александром была создана громадная империя, простиравшаяся до Инда. Империя просуществовала недолго; после тринадцати лет правления Александр умер, его военоначальники поделили между собой территорию империи. Образовалось несколько монархий.

Рубрики: | Дата публикации: 25.06.2010

Нужна курсовая или дипломная?