Методы научного исследования (эмпирические и теоретические)

Наблюдение

Это целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого мы получаем знание о внешних сторонах, свой-ствах и отношениях изучаемых объектов.

Процесс наблюдения не пассивное созерца-ние действительности – это особая деятель-ность, включающая наблюдателя, объект на-блюдения и средства наблюдения. Важнейшей особенность наблюдения является его целена-правленный характер, которая обусловлена на-личием предварительных идей, гипотез, которые ставят задачи наблюдению. Наблюдение связано с описанием, которое закрепляет и передает ре-зультаты наблюдений с помощью определенных знаковых средств.

Эмпирич описание – это фиксация средствами естественного или искусственного языка сведе-ний об объектах, данных в наблюдении. Описа-ние подразделяется на два вида – качественное и количественное. Количественное описание осуществляется с применением языка математи-ки и предполагает проведение различных изме-рительных процедур. В узком смысле слова его можно рассматривать как фиксацию данных из-мерения. В широком смысле оно включает также нахождение эмпирических зависимостей м/у ре-зультатами измерений. Лишь с введением мето-да измерения естествознание превращается в точную науку. В основе операции измерения ле-жит сравнение объектов по каким либо сходным свойствам или сторонам (рассказать самостоя-тельно). Наблюдение и сравнение могут прово-дится как относительно самостоятельно, так и в тесной взаимосвязи с экспериментом. В отличии от обычного наблюдения в эксперименте иссле-дователь активно вмешивается в протекание изучаемого процесса с целью получить о нем оп-ределенные знания. Исследуемое явление на-блюдается здесь в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет вос-станавливать каждый раз ход явления при по-вторении условий.

Конечная цель исследований – объяснить сово-купность фактов, выявить причины фактов. Пер-воначально о причинных зависимостях говорить-ся на уровне эмпирических наблюдений с помо-щью методов Бэкона Миля.

Метод единственного сходства.

Рассматриваются различные случаи, когда на-блюдается явление а. Во всех случаях явлению а предшествуют группы обстоятельств, сходные только в отношении обстоятельства А. Отсюда делается вывод о том, что обстоятельство А яв-ляется причиной явления а. В социальном по-знании метод единственного сходства дает вы-воды высокой степени правдоподобия, если: (1) установлено, что обстоятельство А и явление а не вызваны общей причиной или двумя различ-ными причинами; (2) установлено, что обстоя-тельство А предшествует явлению а; (3) учтены все обстоятельства, предшествующие явлению (из тех которые могут быть его причиной); (4) ес-ли велико число рассмотренных случаев. Этот метод может выступать в качестве метода на-блюдения.

Метод единственного различия.

Рассматривается два случая. В первом случае обстоятельства АВС предшествуют явлению а. Во втором случае одно из обстоятельств (а) от-сутствует, явление а тоже отсутствует. Делается вывод о том, что отсутствующее обстоятельство (А) является причиной явления а. Этот метод может применяться в качестве эксперементаль-ного исследования. В естествознании он дает более правдоподобное заключение чем первый. Однако в социальном познании его следует при-менятьс большой осторожностью, поскольку при исследовании социальных явлений не всегда можно выделить обстоятельства, предшествую-щие явлению.

Соединенный метод сходства и различия.

Если два и более случаев, когда наступает явле-ние (Х) сходна только в одном обстоятельстве (А), в то время как 2 или более случаевэтого яв-ления нет, и различаются они только тем, что это обстоятельство (А) отсутствует, то (А) – причина. (в условиях АВС имеет место Х, в усл АДЕ имеет место Х, в усл ВС отсутствует Х, в усл ДЕ отсутст Х => вероятно фактор А – причина Х.

Метод сопутствующих изменений.

Этот метод заключается в следующем. Пусть об-стоятельства АВС предшествуют явлению а. Ес-ли изменение одного из предшествующих об-стоятельств (А) вызывает изменение явления а, то изменение обстоятельства А является причи-ной изменения явления а. Используется когда предшествующие явлению обстоятельства нель-зя изолировать друг от друга, т е когда нельзя применить метод единственного различия.

Метод остатков. Рассматривается сложное яв-ление U. Оно распадается на ряд простых а b c d. Из предшествующего опыта известно что яв-ление а вызывается обстоятельство А; для b и c аналогичными являются обстоятельства В и С; и в тоже время известно что сложному явлению U предшествуют обстоятельства АВСD. Делается заключение, что оставшееся из предшествующих обстоятельств (D) является причиной причиной оставшегося из простых явлений, т.е. причиной d. [1]

Теоретический метод Характеристика

Аксиоматический Основанием теории избираются аксиомы. Из аксиом выводят теоремы. Сопоставле-ние знания с экспериментальными фактами не проводится.

Гипотетико-дедуктивный Выдвигаются гипотезы, из них дедуциру-ются новые сведения. Эффективность гипо-тез выявляется в процессе сопоставления теории с экспериментальными фактами.

Прагматический Интерпретация фактов проводится на осно-ве ценностей.

Анализ (от греч. analysis — разложение): ме-тод, применяя который исследователь мысленно разъединяет изучаемый объект на различные компоненты (как части, так и элементы), уделяя особое внимание связям между ними. Анализ необходимо связывать с синтезом. Синтез (от греч. synthesis — соединение): применяя этот метод, исследователь мысленно объединяет различные компоненты (как части, так и элемен-ты) изучаемого объекта в единую систему. Син-тез необходимо связывать с анализом.

Гипотетико-дедуктивный метод: иссле-дователь не ограничивается простым обобщени-ем частных наблюдений над процессами и явле-ниями; он выдвигает гипотезы, включая их в де-дуктивные системы для последующей проверки.

Дедукция и индукция как методы научного познания

Вопрос об использовании индукции и дедук-ции в качестве методов познания обсуждался на протяжении всей истории философии. Под ин-дукцией чаще всего понималось движение по-знания от фактов к утверждениям общего харак-тера, а под дедукцией – движение мысли от об-щих утверждений к менее общим, в том числе к утверждениям об отдельных предметах. Часто эти методы противопоставлялись друг другу и рассматривались в отрыве от других средств по-знания. Так Ф Бэкон считал основным методом познания индукцию, а Руссо Декарт – дедукцию вместе с интуицией. Однако в эпоху Нового вре-мени эти крайние точки зрения начали преодо-леваться. Так, Галилей, Ньютон, Лейбниц, при-знавая за опытом, а значит и за индукцией боль-шую роль в познании, отмечали в месте с тем, что процесс движения от фактов к законам не является чисто логическим процессом, а включа-ет в себя интуицию. Они отводили важную роль дедукции при построении и проверке научных теорий и отмечали, что в научном познании важ-ное место занимает гипотеза, не сводимая к ин-дукции и дедукции. Однако полностью преодо-леть противопоставление индуктивного и дедук-тивного методов познания долгое время не уда-валось. В совр науч познании противопоставле-ние индукции и дедукции как методов познания теряет смысл, поскольку они не рассматривают-ся как единственные методы. В познании важную роль играют другие методы, а также приемы, принципы и формы (напр абстрагирование, идеализакция, проблема, гипотеза и т.д.)

Индукция представляет собой умозаключение в котором заключение не вытекает логически из посылок, и истинность посылок не гарантирует истинность заключения. Из истинных посылок индукция дает вероятностное заключение. Об-щая индукция – это индукция в которой перехо-дят от знания о нескольких предметах к знаниям о их совокупности. Это типичная индукция. Именно общая индукция дает нам общее знание. Общая индукция м.б. представлена двумя вида-ми: (1) полная индукция – это умозаключение от знания об отдельных предметах класса к знанию о всех предметах класса, предполагающее ис-следование каждого предмета этого класса: А1 имеет признак В, А2 имеет признак В,…, Аn име-ет признак В, множество А1,…, Аn это весь класс А => вероятно что все объекты типа А имеют признак В; (2) Умозаключение от знания лишь о некоторых предметах класса к знанию о всех предметах класса называют неполной индукци-ей.

Статистическая не полная индукция. Делается выборка Аn +n из совокупности предметов А, в этой выборке элементы А1,…, Аn обладают при-знаком В, а элементы Аn+1,…, Аn+n не имеют признака В, из этого следует вывод, что объекты А могут иметь свойство В с вероятностью n/(n+n) – общее число наблюдений.

В отличии от индуктивных умозаключений, ко-торые лишь наводят на мысль, посредством де-дуктивных умозаключений выводят некоторую мысль из других мыслей. Дедуктивные умозак-лючения: условно-категорические, разделитель-но-категорические, дилеммы, условные умозак-лючения и т.д. .

Максимального правдоподобия метод: по-иск статистических оценок неизвестных парамет-ров распределения, когда в качестве оценок вы-бираются те значения параметров, при которых данные результаты наблюдений «наиболее ве-роятны».

Важнейшие методы научного познания:

1) Метод восхождения от абстрактного к конкрет-ному. Процесс научного познания всегда связан с переходом от предельно простых понятий к бо-лее сложным — конкретным. Поэтому процедуру построения понятий, все более соответсвую-щих действительным называют методом…

2) Метод моделирования и принцип системности. Состоит в том, что объект недоступный непо-средсвенному иследованнию заменяется его моделью. Модель обладает схожестью с объек-том в свойствах, интересующих иследователя.

3) Эксперимент и наблюдение. В ходе экспери-мента наблюдаталь исскуственно изолирует ряд характеристик иследуемой системы и изучает их зависимость от других параметров. В XX ве-ке наука активно математизируется.

Рубрики: | Дата публикации: 01.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?