Методология дополнительности Н.Бора

Проблема интерпретации квантовой механики, фор-мирование математического аппарата которой было закончено к началу 1927 г., потребовала для своего разрешения создания новых логико-методологических средств. Одним из них является боровский принцип дополнительности, согласно которому для полного описания квантовомеханических явлений необходимо применять два взаимоисключающих («дополнитель-ных») набора классических понятий, совокупность которых дает исчерпывающую информацию об этих явлениях как о целостных.

Философский смысл этой концепции состоит в утвер-ждении, что объект и субъект неразрывно связаны друг с другом и что они не могут существовать один без другого. «Концепция дополнительности» разрыва-ет внутреннее единство корпускулярных и волновых свойств микрообъектов и объявляет их «дополнитель-ными» друг к другу: когда микрообъект проявляет вол-новые свойства, тогда якобы не имеет смысла гово-рить о его корпускулярных свойствах, и наоборот, на-личие корпускулярных свойств якобы полностью ис-ключает существование волновых свойств. Получает-ся так, будто все дело именно в особом «принципи-ально неконтролируемом» взаимодействии приборов с микрообъектами. Эти приборы и «принципиально не-контролируемое» взаимодействие таковы, что при применении приборов одного типа микрообъект нахо-дится в пространстве и времени, но зато перестает подчиняться закону причинности; при применении же приборов другого типа микрообъект будто бы переста-ет существовать в пространстве и времени, но зато начинает подчиняться принципу причинности. Отсюда и вытекает «взаимосвязь» микрообъекта и субъекта, который по своему произволу с помощью соответст-вующего прибора либо «отменяет» закон причинности, либо «вводит» его в действие; либо «вводит» микро-объект в пространство и время, либо «выводит». его за их пределы.

М.д. — методологический принцип, выдвинутый Бором в связи с интерпретацией кв.мех.

Осн. треб.как метода н.иссл.: для воспр. целостности явл. на опр.-ом,промеж. этапе его познания не-обх.примен.взаимоискл-ие, «дополн-ые» классы поня-тий, к-ые могут использ. обособл. в завис. от особых (эксп.) условий, но только взятые вместе могут исчерп. вс. подд-ся опр-ию и передаче информацию.

Применение: разрешение парадокса кв.мех : нелост. стар.понятий класс. мех. и ен могла сначала обойтись без них. Методология дополнительности позволяет выявить необходимость учета двойственной (корпус-кулярно-волновой) природы микроявлений, их связи с опр. экспериментальными условиями. Явл. примен. диал.мышл. В раб-х позитивистов мюдю исп. каказщ. метафиз. и идеалист.воззр.с треб.примен. «доп» поня-тий — вывод не из объект.прир. объекта, а из особ.познаввт.процесса.

Известно, что принцип дополнительности Н.Бора был сформулирован им в контексте усилий дать интерпре-тацию корпускулярно-волнового дуализма и соотно-шения неопределенностей в квантовой механике. Принцип дополнительности в соотнесении его с прин-ципом неопределенности, представленным знамени-тым мысленным экспериментом с микроскопом Гей-зенберга, раскрывает активную коммуникативную роль приборов в создании осмысленного порядка позна-ваемой квантово-механической реальности. Его ино-гда рассматривают как обобщение принципа относи-тельности Эйнштейна. Так, согласно В.Л.Фоку, прин-цип дополнительности — это принцип относительности к приборам и средствам наблюдения. В средства на-блюдения естественно включить так же и тот язык, с помощью которого результаты фиксируются и сооб-щаются другому.

Этот принцип стал ядром «ортодоксальной» (так на-зываемой копенгагенской) интерпретации квантовой механики. С его помощью получил объяснение корпус-кулярно-волновой дуализм микрообъектов, долгое время не поддававшийся никакому рациональному ис-толкованию. Принцип дополнительности сыграл глав-ную роль при отражении изощренных критических воз-ражений в адрес копенгагенской интерпретации со стороны А. Эйнштейна. С самых первых шагов идея дополнительности рассматривалась ее автором как выходящая за рамки собственно физического позна-ния. Уже в первой статье «Квантовый постулат и но-вейшее развитие атомной теории», излагающей кон-цепцию дополнительности, Н. Бор указал в заключи-тельной фразе, что ситуация, сложившаяся в связи с проблемой интерпретации квантовой механики, «имеет далеко идущую аналогию с общими трудностями об-разования человеческих понятий, возникающими из разделения субъекта и объекта».

Корпускулярная и волновая картины, взаимно исклю-чающие друг друга, также должны были использовать-ся совместно при интерпретации эмпирического мате-риала.

Об этом четко и определенно впоследствии скажет В. Гейзенберг:

«Бор советовал применять обе картины. Их он назвал дополнительными. Обе картины (корпускулярная и волновая), естественно, исключают друг друга, так как определенный предмет не может в одно и то же время быть и частицей (т.е. субстанцией, ограниченной в ма-лом объеме), и волной (т.е. полем, распространяю-щимся в большом объеме). Но обе картины дополняют друг друга. Если использовать обе картины, переходя от одной к другой и обратно, то в конце концов полу-чится правильное представление о примечательном виде реальности, который открывается в наших экспе-риментах с атомами».

Рубрики: | Дата публикации: 01.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?