Ломоносов

Ломоносов был выше многих тогдашних европейских ученых. Он пос¬ледовательно развивал атомистические представления, близко подошел к идее молекулярного строения химических соединений. Он впервые начал внедрять физические методы исследования в химии и стал отцом физической химии. Он провозгласил союз физики, химии и математики, ставший фактом уже во второй половине XIX века. Ломоносову приходилось пре¬одолевать в своих физико-математических опытах значительные труднос¬ти: он должен был изобретать приборы для производства опытов и сами методы исследований. Приборы изготовлялись крайне медленно, а методы исследования давали расходящиеся результаты. Поэтому здесь, как и в других областях научной работы Ломоносова, есть ценные мысли и гениальные предвидения тех путей, по которым должно идти развитие науки, но практическое осуществление этих мыслей и намерений не дает резуль¬татов за полным отсутствием необходимых для этого приборов, приспо¬соблений и методов исследования. Его мысли опережали практические возможности.

Ломоносов разработал в той или иной степени почти все отрасли тог¬дашней науки. Другие ученые, работавшие в России, не были так энцикло¬педичны, но и они трудились над разработкой важных теоретических и практических проблем.

Одной из важнейших задач русской науки продолжало оставаться все¬стороннее изучение природных условий страны, населяющих ее народов, путей сообщения и в том числе исследование Великого Северного морского пути. Для изучения страны Академия наук организовывала много¬численные научные экспедиции. Особенно плодотворной оказалась вторая Камчатская экспедиция (1733-1743) во главе с капитаном-командиром Витусом Берингом (1681-1741). Ее итоги намного превзошли первоначально поставленную задачу – выяснить, соединяется ли Азия на северо-востоке с Америкой. В ходе экспедиции были открыты пролив, названный по имени начальника экспедиции Беринговым, и северо-западная Америка, всесторонне исследована Камчатка, описаны северные берега Сибири, на контурную карту нанесены Курильские острова и Северная Япония. Уче¬ные-участники экспедиции обобщили свои наблюдения в фундаментальных трудах: «Флора Сибири» (И. Г. Гмелин), “Описание земли Камчатки» (С. П. Крашенниннков).

Изучение страны продолжили академические экспедиции 1768-1774 гг., организованные с целью комплексного обследования природы, населения, хозяйства, быта и культуры районов России. Особенно значительные результаты были достигнуты в ходе исследований П.С. Палласа(1741-1811),охвативших Волжско-Окский бассейн, Южный Урал, Казахстан, Сибирь, а также в ходе исследований И.И. Лепехина (1740-1802), собравшего богатейший материал по европейской части России, Казахстану, побережью Каспийского моря. Благодаря трудам названных и других ученых в России, получили значительное развитие ботаника, зоология, минералогия. Это способствовало развитию промышленности, сельского хозяйства, промыслов, путей сообщения.

Рубрики: | Дата публикации: 25.06.2010

Нужна курсовая или дипломная?