Легко ли понять чужую мысль?

Уровень понимания предмета речи обусловлен подготовленностью субъекта (заложенной базой): общая культура, кругозор, развитые интеллек-туальные способности, профессиональная подготовка и др. Заметим, что от-носительно разных предметов у одного и того же человека могут быть раз-личные уровни понимания.

Согласно существующей в социальной психологии шкале уровней по-нимания, выделяются следующие уровни.

1. «О чём» (слушатель имеет очень смутное представление о пред-мете, видит его только в самых общих чертах).

2. «О чём + что» (слушатель проникает в содержание предмета, но своей позиции еще не имеет, оставаясь пока на ступеньке запоминания чужих мыслей).

3. «О чём + что + как» (это уровень осмысления содержания пред-мета, чужих мыслей и пропускания их через себя, выработки собственной позиции).

4. «О чём + что + как + зачем» (уровень применения получаемых знаний о предмете, проецирования их на свою деятельность, опыт).

Что влияет на эффективность сообщения?

Процесс обмена информацией и общения настолько сложен, что на его результат влияет огромное число факторов. Даже обмен номерами телефонов в спокойной дружеской обстановке или на бегу может закончиться по-разному. Более эффективным будет общение, протекающее в непринужден-ной или конструктивной рабочей атмосфере, удобном месте и в удобное для коммуникантов время.

Для того чтобы ваше сообщение было получено адресатом без искаже-ний и эффективность общения повысилась:

1) проанализируйте обстановку общения, учтите, что на ус-пешность коммуникации влияет место и время её осуществления, наличие или отсутствие посторонних лиц (сравните: спор один на один или в присутствии третьего лица), эмоциональный контекст;

2) осмыслите цели общения, как свои, так и собеседника;

3) учитывайте особенности слушателя;

4) правильно выбирайте средства общения и речевого поведения;

5) во время коммуникации наблюдайте за реакциями собеседника, ста-райтесь по ним понять, как он воспринимает сказанное; это позво-лит вовремя внести коррективы;

6) подумайте, есть ли риск возникновения барьеров в общении и их преодоление.

7) внимательно отбирайте средства языка, с помощью которых пере-даёте информацию (например, небрежное использование языковых средств может порождать двусмысленность);

8) заинтересуйте слушателя в общении.

Чтобы общение было эффективным, надо учиться анализировать все составляющие речевой ситуации.

Рубрики: | Дата публикации: 20.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?