Критика в дебатах

В речи во время дебатов часто имеет место критический анализ дейст-вий, мнений и высказываний других людей. Именно критический анализ предложений, мнений, программных заявлений оппонентов составляет осно-ву противоборства в дебатах. Однако неумелая критика может стать причи-ной негативного отношения к участнику судей и аудитории. Итак, необходи-мо соблюдать принципы конструктивной критики. Конструктивная критика, прежде всего, направлена на созидание, на прояснение общего для критика и критикуемого вопроса, обоснование преимущества одной позиции над дру-гой. Чтобы критика была плодотворной, не оскорбительной и не вульгарной, необходимо использовать следующие несложные правила.

Принципы конструктивной критики

1. Начинать критический анализ надо с положительных замеча-ний. После того как отмечены достоинства позиции, действия, про-дукта, можно приступать к высказыванию критических замечаний.

2. Критика не должна быть обвинительной, надо сместить ак-цент на конструктивные предложения.

3. Критическое замечание должно быть позитивным. Обычно советы говорят о том, чего делать не надо: «Не смотри в потолок, не держи руки в карманах, не стой в такой позе…». Такие советы рабо-тают плохо, так как часто непонятно, а что делать взамен. Опровер-жение идеи оппонента должно заканчиваться обоснованием пре-имущества вашего положения.

4. Надо стремиться искренне и серьезно понять точку зрения партнера; обсудить аргументы «за» и «против»; проявить сочувст-вие к его мыслям и желаниям

5. Следует проявить уважение к мнению партнера, не отвергая его сразу и резко, даже если оно кажется абсурдным. Дайте возмож-ность высказаться до конца и старайтесь не доказывать, а выяснять факты.

6. Вести разговор в доброжелательном, твердом и спокойном тоне. Тон конструктивной критики исходит из позиции солидариза-ции с критикуемым в одном общем деле (ведь и вы, и ваши оппо-ненты хотите в конечном счёте одного – блага для нашей страны и общества, только видите дорогу к этому благу по-разному!), где на-ходят различие взглядов и тактики, но не противопоставляют себя другим.

7. Не стоит анализировать слухи, сплетни, интриги, лучше осно-вываться на проверяемых фактах.

8. Выдвигать свое мнение, (несогласие, критику) можно в по-рядке обсуждения, не навязывая его.

9. Вместе с критикой желательна аргументированная самокри-тика. Свою ошибку, неверный шаг признайте быстро, решительно и чистосердечно. Сделайте так, чтобы недостаток выглядел легко ис-правимым. Используйте тактику признания проблемы («Да, такая проблема есть, мы её видим и приступаем к её устранению»).

10. Чем более человек возбужден, чем более задето его самолю-бие, тем менее чувствителен он к логике, тем более пристрастен и субъективен и тем более тактичного подхода требует.

Критикующий, как правило, даёт совет, касающийся улучшения того, что критикуется. Важно, чтобы этот совет был предельно конкретным. Чело-век способен запомнить максимум 7±2 единицы информации, но в обычных случаях человек улавливает 3±2 единицы. Поэтому если вы заметили 20 па-раметров, которые нуждаются в вашей критике, бесполезно перечислять их все. Решите, какие два-три пункта самые важные, и именно на них сделайте упор, чтобы оппонент и собравшиеся поняли, что не принимается вами в первую очередь.

Критика должна заканчиваться подведением итогов, что помогает слу-шателям и самому говорящему лучше запомнить, что вызвало у вас реакцию несогласия.

Критика становится полезной лишь тогда, когда люди ее воспринима-ют. Надо научиться правильно реагировать на критику. Не принимайте кри-тику в свой адрес как личное оскорбление, не горячитесь. В дебатах нужна выдержка!

Участвуя в дебатах, помните, что вы должны быть честными и приво-дить только истинные доводы для обоснования своей позиции. Помните, что против вас могут привести довольно-таки сильные аргументы. Будьте готовы встретить их с честью. Развитие в себе хорошую интеллектуальную привыч-ку – не высказывать мнения до тех пор, пока не услышаны все аргументы. Глупо приходить к заключению по важному вопросу, не учитывая иного мнения или не выслушав другую сторону.

Рубрики: | Дата публикации: 20.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?