Концепция Т. Куна (р. 1922)

Основные понятия:

парадигма,

научное сообщество,

нормальная наука,

научная революция.

Специфика научной деятельности в «нормаль-ной науке».

Идея о теоретической нагруженности языка на-блюдения.

Понимание научной революции.

Невозможность описать научную революцию на языке концепций научной рациональности.

Научная революция как смена картин мира и смена элит в науке.

Роль социально-психологических факторов в этом процессе.

Несоизмеримость конкурирующих парадигм.

Кун подверг критике позитивистские представ-ления о взаимоотношении старой и новой науч-ных теорий и дал свою интерпретацию прогресса в науке..

Концепция Куна повлияла на распространение релятивистского подхода к научному знанию.

Ведь она игнорировала то, как научное знание соотносится с объектом, истинно или ложно на-учное знание.

Критерием научности признавалось принятие знания научным сообществом.

Согласно Куну, нельзя анализировать соци-альные изменения и отношения в науке, отвле-каясь от протекающих в ней познавательных процессов, а также и от дисциплинарного харак-тера научного знания.

Ранее подобная связь содержания научных знания и социальных условий исключалась.

Теперь утверждалась важная зависимость на-уч. выводов от субъекта познания, от социаль-ных отношений в процессе деятельности научно-го сообщества.

Таким образом, наука и научная деятель-ность фактически не различались.

.

Кун подверг критике традиционные концепции методологии науки.

Исходным пунктом собственной методологии науки он избрал исторический подход. Цен-тральным понятием стало понятие парадигмы.

Ее компоненты:

Метафизическая (философская), эпистемоло-гическая, методологическая, символическая, ин-струментальная и социокультурная.

Роль и функции парадигмального знания на различных этапах развития науки.

Нормальные и экстраординарные периоды в развитии науки.

Функции парадигмы на различных этапах раз-вития научного знания.

Основные постулаты, характеризующие пара-дигмальное знание:

• постулат монополии парадигмы,

• постулат гештальт переключения парадигм,

• постулат относительно мгновенного возник-новения парадигм,

• постулат несоизмеримости парадигм.

Кун впервые ввел понятие научного сообщест-ва.

Он рассмотрел роль парадигмы в образовании научного сообщества и обратное воздействие научного сообщества на принятие и смену пара-дигм.

Конкретизация Куном понятия парадигмы в по-нятии дисциплинарной матрицы.

Трактовка Куном природы научных революций.

Аналогия между научной и социальной револю-цией и ее влияние на понимание некоторых ас-пектов научной революции. Трактовка Куном природы революций и проблема прогресса в развитии научного знания.

Критическая оценка куновской концепции. Кри-тика основных постулатов, характеризующих функционирование парадигмального знания.

Релятивизация природы научного знания как следствие куновской трактовки характера рево-люционных изменений.

Тезис несоизмеримости парадигм и проблема преемственности в развитии научного знания. Можно ли говорить о прогрессе науки, принимая тезис несоизмеримости?

Куновская концепция как база для синтеза ме-тодологии, социологии и психологии науки.

Итак:

1. История науки – смена научных пара-дигм.

2. Нормальная наука (этап явного доми-нирования некой парадигмы) стрелка – рево-люция (период смены парадигмы) – новый этап нормальной науки.

3. Наука – это деятельность научных со-обществ, а не просто система знаний.

4. Абстрактные логические правила и знания не являются главным фактором раз-вития науки.

5. Главное – дисциплинарная матрица, способ деятельности научного сообщества (парадигма).

6. Со сменой парадигмы меняется ли-ния демаркации между наукой и ненаукой, рациональным и нерациональным.

Нет однозначного и раз на всегда данного деле-ния. Оно разное в разных парадигмах

7. Кун не признает эмпирический уро-вень фундаментом теоретических знаний.

Теория неподсудна фактам.

От нее самой зависит, какие факты следу-ет включить в осмысленную теорию, а ка-кие можно оставить за ее рамками.

Рубрики: | Дата публикации: 30.06.2010

Нужна курсовая или дипломная?