Как научиться «публично мыслить»?

Мастера журналистики говорят: «Сейчас хорош пишет не тот, кто хорошо пишет, а тот, кто хорошо мыслит». Хороший радиожурналист, добавим, это тот, кто хорошо мыслит вслух.

Радиорепортаж должен рождаться «на глазах» у слушателей, тогда он достоверен. Если репортер будет думать у микрофона, он увлечет и своих собеседников, и слушателей. Думать – это значит рассуждать, спорить, беседовать. Формирование мыслей у микрофона – это поиск слова и рождение интонации.

Репортер-рассказчик, непринужденный и спокойный, репортер-собеседник, внимательный и интересный, – вот непременные качества радиожурналиста. Они во многом определяют мастерство «публично мыслить».

«Радиожурналист не может быть просто свидетелем событий, как художник не может быть фотографом, – подчеркивает Л. Маграчев. – Надо быть участником событий, тактичным, скромным, но обязательно участником».

Много лет тому назад студент нашего факультета журналистики В. Семенчик привез с учебной практики с Сахалина репортаж «За сельдью – в Татарский пролив». Это было необычным событием для факультета.

На пленке запечатлелись крики чаек и плеск волн за кормой, заглушаемый гулом двигателя, уверенный голос старпома капитана сейнера, который тут же на вахте рассказывает о своей работе. А за «пленкой» осталась бессонная ночь молодого журналиста, разговор «обо всем на свете» с экипажем сейнера, боязнь проворонить начало лова, долгие размышления о том, что же сказать, когда начнется самое важное и интересное – обнаружат косяк и начнут ставить невод. Дадим слово молодому журналисту:

— Рыбаки – народ очень дружный, сдержанно добрый, влюблённый в свою нелёгкую профессию. И мне хотелось рассказать не только об успехах экипажа, но и самих рыбаках, раскрыть лучшие черты рыбацкого характера. Мне кажется, в интервью со старпомом это неплохо удалось. До записи мы успели подружиться – о многом, чисто житейском поговорить, приоткрыть друг другу тайны наших профессий. И поэтому его голос на пленке был обращен не к микрофону и даже не ко мне, как к интервьюеру, а ко мне, как хорошо знакомому, своему человеку. До сих пор удивляюсь, какая правда может звучать в самых простых словах: «… Я не считаю, что у меня есть что-то трудное в работе. Потому что я очень люблю эту специальность, эту работу. Мне она страшно нравится, и больше никакой работы не хочу. А если работа нравится, то трудного ничего не может быть в ней.

Рубрики: | Дата публикации: 23.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?