Информация

Вторая половина ХХ века ознамено-валась переходом от производствен-но-технологического общества к на-учно-информационному… А это зна-чит, что наивысшая производитель-ность труда будет в конечном счете достигнута именно там, где удастся создать наиболее эффективную сис-тему образования и обеспечить опти-мальное развитие фундаментальной науки.

Акад. В. Гольданский

Возникновение кибернетики связано с потреб-ностями развивающейся техники и разрастаю-щимися информационными потоками, циркули-рующими во всех сферах общественной жизни. Зародившись в результате «идейно-теоретического сближения» ряда областей зна-ния (биологии, семиотики, инженерного проекти-рования, математической логики и др.), киберне-тика довольно быстро стала одним из символов и факторов научно-технического прогресса.

Без кибернетики несоизмеримо труднее было бы изучать сложные динамические системы, ре-шать проблемы организации и управления, а также автоматизировать некоторые процессы умственной деятельности.

Кибернетика способствует взаимопроникнове-нию различных наук. Ведь кибернетические ме-тоды применимы повсюду, где существуют ин-формационные структуры, независимо от того, из какого субстрата состоят соответствующие им носители информации.

Некоторые понятия, важные для кибернетики, были рассмотрены выше (самоорганизующаяся система, саморегуляция, энтропия, негентро-пия, управление, «черный ящик»). А теперь оста-новимся еще на одном ключевом понятии как ки-бернетики, так и теории организации — понятии информация .

Информация является тем содержанием, ко-торым наполнены идеальные (в том числе пси-хические) формы. Она существует, сохраняясь в памяти, и может иметь как дискретный, так и не-прерывный характер. Информация — это «опо-средованное через память восприятие управ-ляющей системой внешних воздействий. Любое внешнее воздействие только в том случае несет информацию для управляющей системы, если оно хоть в какой-то степени связано со следами прошлых воздействий, хранящихся в памяти этой системы, если это воздействие опознается сис-темой. Этот вид воздействий принципиально от-личен от непосредственных физических воздей-ствий, результаты которых полностью опреде-ляются самими воздействиями» .

По мнению акад. Н.Н.Моисеева, информация имеет место тогда, когда возникает ситуация вы-бора, возможность разных вариантов. Я считаю, что сам выбор может быть: а) непосредственным и бессознательным (при этом стихийно выбира-ется путь достижения цели); б) опосредованным и осознанным (при этом могут выбираться и сами цели).

Информационная потребность

Information need

Информационная потребность — потребность, возникающая, когда цель, стоящая перед поль-зователем в процессе его профессиональной деятельности либо в его социально-бытовой практике, не может быть достигнута без при-влечения дополнительной информации.

Информационный подход — метод научного по-знания объектов, процессов или явлений приро-ды и общества, согласно которому в первую оче-редь выявляются и анализируются наиболее ха-рактерные информационные аспекты, опреде-ляющие функционирование и развитие изучае-мых объектов (Глосс. Интернета)

Там же: Information retrieval

Информационный поиск — в широком смысле — последовательность операций, направленных на предоставление информации заинтересованным лицам. В общем случае информационный поиск состоит из четырех этапов:

-1- уточнение информационной потребности и формулировка запроса; -2- определение сово-купности держателей информационных масси-вов;

-3- извлечение информации из информационных массивов;

-4- ознакомление пользователя с полученной информацией и оценка результатов поиска.

Information retrieval system

Информационно-поисковая система — система, выполняющая функции:

— хранения больших объемов информации;

— быстрого поиска требуемой информации;

— добавления, удаления и изменения хранимой информации;

— вывода информации в удобном для человека виде.

Различают:

— автоматизированные (coputerised); — библио-графические (reference); — диалоговые (online); — документальные и фактографические информа-ционно-поисковые системы.

Информация позволяет реализовать комму-никационное взаимодействие. Еще в 1948 г. Клод Шеннон опубликовал статью «Математическая теория связи», позволившую количественно анализировать процессы получения и передачи информации . По Шеннону, информация – это мера, на которую уменьшается количество неопределенности благодаря полученному сообщению

Так, в результате географических открытий уменьшилась неопределенность в представле-ниях о заморских территориях; после полетов во-круг Луны и на Луну прояснилась и конкретизи-ровалась картина лунного мира.

Чем больше неопределенность, тем большее количество информации нужно затратить, чтобы эту неопределенность устранить.

Подкинув монету и увидев, что выпала решка, мы получаем один бит информации (один бит соответствует количеству информации, необхо-димой для выбора между двумя равновероятны-ми возможностями, которые взаимно исключают друг друга) .

Приведу некоторые величины, характеризую-щие количество информации :

Содержание информации

Количест-во

битов

Цифры в бинарной системе log2 2 1

Цифры в десятеричной сис-теме log2 10 3,3

Буква или письменный знак log2 32 5

Книга в 100 страниц 106-107

Большая библиотека на 105-106 книг 1012

Емкость кратковременной па-мяти человека 103-105

Количество осмысленной ин-формации

в течение всей жизни челове-ка 1010

Полная емкость памяти (соз-нательная и подсознатель-ная) 1020

Тело человека 1025

Выше (12.1) я уже говорил, что измеряя меру организованности тех или иных процессов в ми-ре и измеряя меру организованности наших представлений о мире, можно пользоваться од-ними и теми же формулами. Однако, сущностное отличие продолжает существовать.

Количество негентропии характеризует ме-ру организации материально-энергетических процессов.

Количество информации характеризует меру организации идеально-смысловых процессов.

Ранее речь шла о количественной стороне информации. Но не менее важна ее качествен-ная сторона. Ее характеризует понятие ценно-сти информации. А.А. Харкевич связывал цен-ность информации с приращением вероятности достижения социально-групповой или личност-ной цели .

Важными объективными показателями ценно-сти информации являются ее правдивость и полнота. В этой связи уместно ввести понятие дезинформации (ложной информации), которая имеет отрицательную ценность и затрудняет достижение цели. Бациллами дезинформации нередко заражены реклама, политический пиар.

К.Шеннон, говоря об «универсальной системе коммуникации», выделил: 1) источник информа-ции и ее передатчик; 2) место назначения ин-формации и ее приемник; 3) канал связи (сред-ство перехода информации от передатчика к приемнику); 4) источник «шума» (помех) при цир-куляции информации .

А теперь кратко остановимся на процессе компьютеризации. Один из самых первых элек-тронных цифровых компьютеров (так называе-мый ЭНИАК) был создан в Пенсильванском уни-верситете США в конце второй мировой войны. Он весил около 30 тонн и использовал 18 тыс. радиоламп, причем примерно каждые 7 минут ка-кую-то из них приходилось менять. С тех пор компьютеры фантастически видоизменились, в том числе резко уменьшился их размер и вес. Сравнивая развитие компьютеров и автомоби-лей, некоторые специалисты пришли к заключе-нию, что уместна такая аналогия: если бы темпы развития совпадали, то, например, «роллс-ройс» должен стоить сейчас меньше трех долларов и расходовать один галлон бензина на 3 млн. миль.

Компьютеризация привела к своеобразной «информационной революции» . Благодаря про-мышленной революции невиданно возросла, прежде всего, физическая сила человека. Ин-формационная революция радикально усилила его интеллектуальные силы. В принципе стало возможным довольно компактно аккумулировать всю известную до последнего времени инфор-мацию по той или иной проблеме и, принимая решение, выбирать из всех допустимых вариан-тов самые оптимальные.

Компьютерный прогресс в немалой мере обу-словлен достижениями в изучении человеческой психики. Глобальная компьютерная сеть во мно-гом уподобляется человеческой нервной систе-ме. Уже в своем «раннем возрасте» компьютеры были не только математическими, но и «языко-выми» созданиями: переводя на компьютерный язык соответствующие термины, они логически обрабатывали лингвистические символы и осу-ществляли такие операции, как «открыть — за-крыть», «ввести — вывести», «создать — уничто-жить» и т.д.

Ныне стала возможной связь с любым пунк-том на планете, с любым музеем, книгохранили-щем, информационным накопителем, а также непосредственный диалог со специалистами лю-бого профиля и любого уровня компетентности. Мы еще слабо себе представляем те возможно-сти, которые рождает существование подобных информационных сетей, представляющих по су-ти дела сверхвысоко организованные человеко-машинные системы. Открываются новые воз-можности соединять индивидуальную память с общечеловеческой, выделять самые плодотвор-ные и творческие варианты поисковой деятель-ности.

Однако не растворится ли при этом человече-ское Я в машинообразном Мы? И не добавятся ли к обычным человеческим болезням новые, привнесенные “компьютерными вирусами”, сбоями в программировании и тому подобным?

Тотальная компьютеризация стала особенно действенной в результате создания Всемирной компьютерной сети “Интернет”. Число компьюте-ров, подключенных к “Интернету”, к концу 1997 года уже достигло 82 миллионов (это на 72% больше, чем в 1996 году). Стремительный рост “мировой паутины” продолжается . К 2002 году “всемирное движение” под знаменем Интернета увеличило свои ряды еще в 3 раза.

Все формы психической жизни человека (и, прежде всего, познавательная) связаны с полу-чением, переработкой, производством, обменом и хранением осознанной и неосознаваемой ин-формации. А одна из главных целей — воссоздать по возможности наиболее адекватную картину внешнего мира и самого себя.

Человек стремится воспроизвести какие-то существенные для него черты реальности, чтобы лучше ориентироваться в ней и даже преобразо-вывать ее. Информационные процессы для него столь же важны, как и обмен с окружающей сре-дой веществом и энергией. Поисковая актив-ность и ориентировочное поведение в той или иной мере развиты у всех животных. Но лишь у человека они приобретают характер творческого надситуативного поиска.

Рубрики: | Дата публикации: 02.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?