ИНФОРМАЦИОННЫЙ РАДИОРЕПОРТАЖ

— Что такое радиорепортаж? Анализ практики.

— Каким должно быть начало. Первая фраза в репортаже.

— Как строить репортаж? В чём состоит его драматургия.

— Как научится «публично мыслить»?

— Что важнее: слово или шум?

— Как вести запись: по тексту или без текста?

— Каждый ли может выступать по радио?

— Собеседник и микрофон: как достичь их совместимости?

— Этика репортёра.

Если вы научились профессионально брать интервью, свободно и непринуждённо беседовать с людьми, импровизировать вслух свои мысли, можно попробовать себя и в более сложном жанре – радиорепортаже.

Наш разговор об этом удивительном жанре мы построим на вопросах, которые касаются методов подготовки и создания репортажа и ответов на них как опытных мастеров микрофона, так и начинающих репортёров, для которых каждый шаг в радиожурналистике – это поиски и открытия.

Прежде всего попытаемся разобраться в вопросе, который неизменно возникает у начинающих и как кажется бывалым журналистам в нём они давно разобрались.

Что такое радиорепортаж?

Вопрос этот не столько теоретический, как может показаться поначалу, сколько практический. И не зря, видно, такие мастера радиорепортажа как Лазарь Маграчев, Юрий Летунов, Аркадий Ревен, Юрий Гальперин, Владимир Щербатюк стремились в своих исследованиях и монографиях определить природу репортажа, его особенности и его место среди других жанров, его творческие границы.

Надо ли определять, надо ли устанавливать границы? Ведь ещё из школы мы вынесли истину: «В природе ничто не существует в чистом виде». И так ли нам необходимо искать этот «чистый» репортаж?

Да, необходимо. Иначе, как можно научиться делать и при том делать хорошо радиорепортаж, не зная, что это такое? «Чистые» жанры – это вроде элементов периодической системы (без глубокого и всестороннего знания их невозможны ни «синтезы» этих жанров, ни поиски новых). Кстати, о синтезе жанров.

Тенденция к слиянию, к совмещению отдельных жанров на радио подчас мешает установить точные границы между ними. В радиорепортаже, например, часто встречаются элементы радиоочерка, зарисовки, комментарии.

Однако та или иная доля «примеси» не меняет природы жанра. И поэтому при определении его надо исходить не из того, что в нём может быть, а из того, без чего он немыслим, что составляет его основу.

Многие репортаж считают чисто информационным, событийным жанром. Нет события – нет репортажа. Но практика показывает, что репортаж выходит за пределы информации и становится аналитическим. Всё чаще и чаще мы можем слышать несобытийный репортаж, повод для него – актуальная проблема.

Рубрики: | Дата публикации: 23.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?