Греческая архитектура

Греческая архитектура была в первую очередь храмовой. Но греческие храмы имели с самого начала совершенно особое назначение. В них не собирались молящиеся, поскольку культовые церемонии совершались перед жертвенником под открытым небом. Греческий храм служил исключительно помещением для статуи божества. Статуя помещалась в святилище (целле), в котором всегда царил полумрак, создававший особо торжественное настроение. Греческие архитекторы выработали особую систему — ордер — строго установленное, математически точное соотношение несущих (опор — колонн) и несомых (перекрытий) частей здания. Главные ордера в Греции — дорический, ионический, коринфский. На их основе был создан тип греческого храма- периптер — помещение прямоугольной формы, окруженное со всех сторон колоннадой.

Греческое зодчество неразрывно связано с ваянием, скульптурой. Храмы украшались статуями и рельефами. Свободный эллин, вдохновленный верой в свое могущество, его облик, возведенный к прекрасной норме, стал темой греческой скульптуры. Изображения окружающей среды, условий быта, отношения человека к окружающей природе не имели существенного значения в глазах художников греческой античности. В художественной культуре Древней Греции наивысшего расцвета достигла именно скульптура, то есть тот вид искусства, который всю совокупность представлений о жизни, о месте человека в жизни своего времени выражает в пластически завершенном статуарном образе человека.

Первые образцы греческой скульптуры появляются в эпоху архаики. Это обнаженные юноши (куросы) — атлеты, победители в соревнованиях и девушки (коры) в традиционных одеждах. Эти каменные изваяния (чаще всего из мрамора) еще явно отражают влияние египетских канонов: фронтальность фигур, скованность движений. Черты лиц куросов и кор не создают впечатления подлинно живого человеческого лица, хотя они и озарены загадочной “архаической улыбкой”. Мраморная скульптура, (так же как и архитектурные детали храмов) была ярко раскрашена, но время не сохранило этой многокрасочности греческого искусства.

В эпоху классики греческая скульптура становится более совершенной по форме. Излюбленным материалом ваятелей становится бронза — металл покорнее камня, в нем легче придать фигуре любую форму, положение. Основной принцип греческого классического искусства — это воспроизведение природы, творчески исправленное и дополненное человеком. Высшие достижения греческой скульптуры (V век до н.э.) связаны с именами Фидия, Мирона, Поликлета. Фидий, оказавший влияние на все последующее развитие античного искусства, известен как создатель огромных изваяний — тридцатиметровой статуи Зевса (для храма в Олимпии) и восьмиметровой статуи Афины в афинском Акрополе. Под руководством Фидия и при его участии выполнены великолепные скульптуры фронтонов Парфенона (главного храма Акрополя) и его рельефный фриз.

Рубрики: | Дата публикации: 25.06.2010

Нужна курсовая или дипломная?