Функции искусства.

а) Эстетически-художественная функция.

Понять, что такое эстетическое, и трудно, и легко.

Трудно потому, что оно ускользает от строгих логических дефиниций.

А легко потому, что бывает – совершаешь мгновенный прыжок через пропасть обыденности (повседневности) и оказываешься в объятиях чу-да – соприкасаешься с прекрасным. Порой по улице бредешь

«Горы без поэзии – простое нагромождение камней, солнце – небесное тело, излучающее тепловую энергию, пение птиц – призывы самок самцами, а трепетание сердца – всего лишь учащенное кровообращение» .

б) Познавательная функция (о ней уже го-ворилось раньше, как о сопутствующей воспри-ятию художественного произведения).

Реалистическая художественная литература запечатлела богатейшую информацию о пере-живаниях и страстях, исканиях и мечтах самых разных людей и социальных групп. Конечно, в произведениях эта «правда жизни» эстетически преобразована в «художественную правду» и сама по себе не может быть научно достоверной истиной. Но она способна сыграть роль ассоциа-тивной подсказки, метафорического намека, эмо-ционального резонатора.

Недаром К. Маркс первоначально постигал со-циально-экономическую сущность денег в буржу-азном обществе по творениям И. В. Гёте и У. Шекспира .

В то же время подлинное произведение искус-ства не дает готовых решений. Оно приглашает к соразмышлению, к сопереживанию.

Искусство постигает окружающую жизнь, со-страдая, сопереживая, соразмышляя…

Может быть, главное отличие художественного образа от образа научного (от научной идеи) в уникальности первого и универсальности второ-го.

Точнее говоря, художественный образ перево-дит универсальное в уникальное, а научный – уникальное в универсальное.

Когда неповторимую Джоконду начинают изо-бражать на зажигалках и этикетках, она переста-ет быть художественным образом. Прелестная поэтическая фраза «Я пом-ню чудное мгновенье…» вызывает только раз-дражение, если, став рекламным слоганом, пре-следует тебя на каждом шагу.

Итак, выделим некоторые своеобразные черты художественно-эстетического познания.

А) Искусство несет информацию как о привыч-ном, реальном, рациональном, так и о необыч-ном, иррациональном, остраненном.

Б) Искусство словно заново рождает объект, удивляя новизной его ранее незамеченных гра-ней:

«Я смотрю по-детски изумленно,

Словно понял в этот час впервые,

Как прекрасен этот мир зеленый,

Эти краски, яркие, живые»

(Леопольд Стафф)

В) Резонируя с индивидуально-личностными ценностями и переживаниями реципиента, спо-собствует его самопознанию.

Наука помогает искусству и эстетическому восприятию лучше разобраться в их проблемах. Ведь эстетика – это уже наука об эстетическом в жизни и в искусстве.

в) Коммуникативная функция.

В наше время эта функция приобретает особую важность.

С одной стороны, информационный мир стано-вится все обширнее и насыщеннее.

А с другой – как это не парадоксально – многие люди страдают от одиночества.

Виною тому — отчуждение между людьми, кото-рое резко возросло.

Острее стоит проблема некоммуникабельности.

Низкое массовое искусство в такой ситуации формирует безличные толпы фанатов.

Искусство высокое раскрывает все лучшее в человеке для него самого и для других людей.

Пришвин: послание Другому.

Песня (для певца), повесть (для писателя), картина (для художника), научное открытие (для ученого) – всё это послания от себя к кому-то другому – чаще всего не конкретному человеку, порою даже послание в будущее.

«Жди меня, и я вернусь»

г) Нравственно-воспитательная функция. «Сегодняшние книги – это завтрашние поступки» (Г. Манн).

Великое Воспитующее Искусство умеет учить, не поучая. Маяковский об идеях на сцене

Даже развлекая, оно увлекает к чему-то бо-лее высокому.

д) Игровая функция.

«Вся жизнь – театр, все люди — актеры». Мы все играем в политические, экономические, лю-бовные игры (любовь без игры многое теряет).

На игровых моделях люди и высшие животные обучаются поведению в определенных жизненно важных ситуациях.

«Превращение обычного действия в игровое (достигаемые цели достижимы, возникающие проблемы разрешимы — причем «здесь и теперь») называют «лудизацией»» .

«Театр вовлечения».

е) Празднично-развлекательная функция.

По словам Шиллера, жизнь – серьезна, а ис-кусство – радостно.

В наши нередко однообразные будни искусст-во привносит элементы праздничности и интригу развлекательности. При этом развлечение вовсе не обязано быть бездумно поверхностным.

ж) Практические ориентации искусст-ва(психотерапевтическая и др.).

Эти эстетические ориентации можно видеть в технике, архитектуре, дизайне, медицине и т.д. Недаром говорят «прекрасное здание», «пре-красный костюм», «прекрасная пластическая операция».

Понятие эстетического совершенства приме-нимо и в науке.

Так можно оценить ту или иную концепцию.

Математики называют красивым доказатель-ство, если оно неожиданное и простое.

Перейдем к психотерапевтической функции искусства.

Она приобретает особое значение тогда, когда общество или конкретный человек переживают болезненный кризис.

Почему именно в такое время?

А потому, что искусство способно погрузить человека в состояние, в котором он испытает ка-тарсис.

О катарсисе говорил еще Аристотель, называя этим словом переживания зрителей в античном театре. Они словно выплескивали свои видимые или невидимые слезы, видимые или невидимые страдания, сопереживая героям античных спек-таклей.

Одна из задач арт терапии — переводить пато-логию в норму.

Например, трансформировать комплекс не-полноценности или комплекс превосходства в гуманистическое социальное чувство (каждый день, хотя бы мысленно, делать что-то приятное наибольшему числу людей).

Л. Толстой видел одну из важнейших задач ис-кусства в том, чтобы помогать людям полюбить жизнь.

Этим как раз и занимается логотерапия.

Элюар: «Все люди рождены, чтоб …»

В мире абсурда можно делать, что угодно, не ища никаких оправданий.

Передовое искусство (вместе с наукой, ре-лигией, моралью и пр.) привносит в мир высшие смыслы.

Экзистенциализм как протест против диктата абсурда. Ничто не потеряно, пока не потеряно всё.

Психодрама (однако Мэрилин Монро «не по-везло»).

Ролевая подготовка ребенка к операции. Со-чинение с ребенком сказки про него самого и его трудностях, но со счастливым концом.

Ролевые тренинги.

Историко-ситуационный тренинг (сны наяву): погружение в наиболее комфортную историче-скую эпоху (первобытное общество, эпоха Воз-рождения, 23-й век).

Онтогенетический тренинг: погружение в наи-более комфортный возраст, …, в другой пол.

Создание своей референтной группы (папа — миллиардер, муж — Ален Делон, дети — вундер-кинды; квартира в состновом лесу на берегу теп-лого моря, но с окнами на Красную площадь)

Смехотерапия.

Рубрики: | Дата публикации: 29.06.2010

Нужна курсовая или дипломная?