Фрагменты

Термин мыследеятельность был предложен Г.П.Щедровицким, развивавшим системодея-тельностный подход.

Используя марксово понимание деятельности как надиндивидуальной, исходной, универсаль-ной целостности, “значительно более широкой чем сами люди”, Щедровицкий говорит, что “не отдельные индивиды тогда создают и произво-дят деятельность, а наоборот: она сама захва-тывает их и заставляет вести себя определён-ным образом”.

Щедровицкий понимает деятельность систем-но, и здесь он противопоставляет её процессу как движению от одного состояния к другому.

Деятельность же, по мнению Щедровицкого, — это одновременное изменение многих парамет-ров, характеризующих эту деятельность как сис-тему взаимосвязанных элементов. Согласно та-кому рассмотрению, деятельность оказывается неким конгломератом структур, связанных между собой.

Он использует термин полиструктура. “Дея-тельность состоит как бы из многих наложенных друг на друга структур, а каждая из них, в свою очередь, состоит из многих частных структур, на-ходящихся в иерархических отношениях друг с другом.” [44,242] В этих различных системах и подсистемах деятельности протекают особые, характерные именно для них, процессы, харак-теризующиеся определёнными законами и пра-вилами. Щедровицкий выделяет различные типы деятельности.

Характерным при переходе от одного типа деятельности к другому является смена “рамки” (специфический термин Московского методоло-гического кружка). Несмотря на это, все типы деятельности характеризуются определённым набором элементов, которые Щедровицкий на-зывает “эпистемологическими единицами”.

Сюда входят: факты, средства выражения, методические предписания, онтологические схе-мы, модели объекта, знания, проблемы, задачи.

Исходя из этого, Щедровицкий предлагает свой “деятельностный” подход к пониманию по-знания.

В нём внимание к средствам и условиям дея-тельности превалирует над обращённостью на объективное содержание знаний. В соответстви-ии с этим Щедровицкий приходит к пониманию мышления как деятельности. Мышление можно рассматривать в двух различных аспектах.

Во первых, как образ определённых объектов, как фиксированное знание.

Во-вторых, как деятельность, посредством ко-торой этот образ формируется, а затем исполь-зуется.

В работе “О возможных путях исследования мышления как деятельности” [46] Щедровицкий предлагает проект исследования второго аспек-та, а именно мышления как деятельности. Про-цесс такого исследования разделён на два этапа. Первый — аналитическое исследование структуры мыследеятельности и её элементов. Второй — сборка или моделирование “нормальной” мысли-тельной деятельности, используя найденные элементы в их взаимосвязи.

Говоря подробно об этих элементарных структурах мыследеятельности, Щедровицкий называет их “операциями мышления”. Операции, по его мнению, образуют некий конечный пере-чень, на основе которого можно создать “алфа-вит операций”. Операции, в свою очередь, скла-дываются из двух принципиально различных частей — действий “сопоставления” и “отнесения”. Их уже, в отличие от операций, нельзя рассмат-ривать как переход от одной формы знания к другой. Эту же линию в исследовании мышления Щедровицкий продолжает в ряде своих после-дующих работ, посвящённых построению так на-зываемой “содержательно-генетической” логики как прочного фундамента теории деятельности.

По мнению Щедровицкого [44,36], традиционной логике в качестве её методологической предпосылки присущ принцип параллелизма между формой и содержанием знания. В основе этого принципа лежат два по-стулата.

Первое: каждому элементу знаковой формы языковых выражений соответствует строго опре-делённый субстанциальный элемент содержа-ния.

Второе: способ связи элементов содержания в точности соответствует способу связи элемен-тов знаковой формы.

А раз так, то достаточно было рассмотреть только одну плоскость (формальную), чтобы со-ставить представление о целом. “ Естественным итогом разработки логики в этом направлении явилась формула: логика исследует не сруктуру и процессы мышления, а правила формального выведения. Логика — не наука о мышлении, син-таксис (и семантика) языка.”[44,37] Реальные процессы мышления зависят от содержания и могут быть исследовани эмпирически. Но в таком случае как избегнуть упрёков в психологизме и субъективизме тех, кто считал, что логика долж-на быть неэмпирической наукой. Предвосхищая такие возможные упрёки, Щедровицкий предла-гает новую схему связи знаковой формы мышле-ния с его содержанием (схема 1) и выделяет ле-вую вертикальную связь как особый предмет ис-следования и называет эту связь “языковым мышлением”.

Такое понимание указанного выше соотноше-ния направляет процесс выделения и реконст-рукции предмета логики при исследовании эмпи-рически заданных текстов рассуждений. Содер-жательная логика как наука о мышлении ставит перед собой задачу выявления путей развития мышления, построение некоторой иерархии ис-торически упорядоченных форм мышления.

Таким образом, содержательная логика долж-на носить генетический характер [44,38].Так Щедровицкий приходит к выводу о том, что “зна-ковая форма не может быть самостоятельным предметом научного исследования”; и следую-щее: “принцип независимости строения знаковой формы мыслей и правил оперирования с ними от содержания этих мыслей, очевидно, ложен.” [44,34].

Поэтому начиная с 1962 года, шли неперыв-ные попытки решить эту проблему и найти схе-мы, конфигурирующие представления о мышле-нии и знаниях с представлениями о деятельно-сти.

Результатом этих поисков стала окончательно сформулированная в 1980 году основная схема мыследеятельности (схема 2), где 1 — пояс мыш-ления, 2 — пояс мысли-коммуникации, 3 — пояс мыследействия.

Пояс мышления имеет свои правила образо-вания, преобразования единиц в выражения и законы. К нему относятся логические правила образования и преобразования знаковых форм рассуждений, все математически оперативные системы, все формальные и формализованные фрагменты научных теорий, все научно-предметные “законы” и “закономерности”, все схемы идеальных объектов, детерминирующих процесс мышления, все онтологические схемы и картины, все категории, алгоритмы и другие формы операционализации процессов мышле-ния [44,289].

Рубрики: | Дата публикации: 01.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?