Философские аспекты научно-технического прогресса

Научно-технический прогресс: единый процесс восходящего развития науки и техники, ставших со-ставными частями одной и той же высокоорганизован-ной системы.

НТП не существует изолированно от общественно-го прогресса, но может по разному влиять на него. В лучшем случае НТП согласуется с основным критери-ем общественного прогресса, помогая создавать бла-гоприятные социальные условия для самореализации человеком его высших потенций и, прежде всего, по-требности в творчестве, свободе и любви.

Научно-техническая революция: резко ускоря-ясь, научно-технический прогресс* приводит к фун-даментальным изменениям в общенаучной парадигме, технике, технологиях и, как следствие, — самой жизни общества.

НТР превращает науку в непосредственную произ-водительную силу и важнейший фактор социального развития.

Одно из социальных последствий НТР: возрастает потребность в высококвалифицированных и универ-сально подготовленных кадрах.

НТР не только удовлетворяет потребности людей. Она также формирует новые потребности и способы их удовлетворения (т.е. в какой-то мере формирует и самих людей). Важно, чтобы в этом взаимодействии смыслозадающую роль играл homo creativus.

Жизнеопределяющие социальные процессы в окру-жающем мире убыстряют свой бег, а их масштабность возрастает. НТР всё больше пронизывает все сферы общественной жизни — промышленность, сельское хо-зяйство, здравоохранение, образование, сферу об-служивания. Наиболее развитые страны переходят от ресурсо- и энергоемких производств к наукоемким от-раслям. Без инновационной ориентации националь-ные экономики перестают быть конкурентоспособными на мировой арене.

Появилась новая сфера исследований — наукове-дение*. Ее представители называют такие цифры. 90% всех имеющихся знаний получены за последние 50 лет. Около 90% когда-либо существовавших ученых – наши современники. Безусловно, темпы накопления научной информации и практического применения на-учных открытий ускоряют свой ход.

Особенности современного этапа развития нау-ки таковы:

1) Еще Галилей отмечал, что книга природы написа-на на языке математики, и тот, кто хочет ее прочесть, должен овладеть этим языком. Неудивительно, что в современных научных исследованиях возросла роль логико-математических операций. Велики успехи в математическом моделировании сложных социопри-родных процессов. Арсенал используемых методов и методик радикально расширился благодаря информа-ционной революции и широкомасштабной компьюте-ризации.

2) Благодаря интенсивной компьютеризации и ки-бернетизации научных исследований, развитию ин-форматики и вычислительной техники стало возмож-ным хранить и обрабатывать колоссальную информа-цию. Всё больше распространяется эксперименталь-ная проверка путем воспроизведения соответствую-щей ситуации на компьютере. Уже не так иронично звучит преобразованный афоризм: — Я мыслю, следо-вательно, я существую … в Интернете.

3) Ускорилась и углубилась дифференциация науч-ного знания, ведущая к возникновению все новых наук, и интеграция, ведущая ко всё более тесному их пере-плетению.

Научные исследования приоткрывают в окружающем мире всё более глубокие взаимосвязи и переходы от одной области явлений к другой. В результате проис-ходит интенсивное взаимопроникновение наук.

Дифференциация наук является как бы отправной точкой, а интеграция – конечным результатом таких междунаучных взаимодействий. Эти два процесса не-отделимы друг от друга и сопутствуют один другому.

Дифференциация, если она не сопровождается ин-теграцией, приводит к тому, что современный ученый порою не знает, чем занимается его коллега, рабо-тающий в соседней лаборатории или на смежной ка-федре.

4) Активно развиваются новые пограничные нау-ки, междисциплинарные и комплексные исследо-вания.

Многие выдающиеся достижения принадлежат «по-граничникам» — тем ученым, которые работают на по-граничной полосе между традиционно сложившимися науками. В отличие от обычных пограничников эти де-лают всё наоборот: они всячески способствуют тому, чтобы любой «информационный нарушитель» свобод-но переходил «границы» между науками.

5) Оставаясь фундаментальной наукой, физика пе-рестала быть единоличным лидером в изучении при-роды: ныне столь же большое влияние на общенауч-ную сферу и жизнь общества оказывают науки биоло-гического цикла, а также исследования в области ин-формации и теории систем.

Показательны в этом отношении научные открытия, признанные наиболее значительными за 2000 год. Со-гласно мнениям экспертов, опубликованным в журнале Science, к десяти крупнейшим научным достижениям, прежде всего, относятся такие:

— была создана полная карта человеческого генома;

— удалось установить, что главную роль в управле-нии производством белков в клетке играют молекулы РНК (этой первичной нуклеиновой кислоты на Земле), а не ДНК (без которой изначальные формы земной жизни вполне могли обходиться);

— в Грузии были найдены окаменелости человекопо-добного существа, жившего 1,7 млн. лет назад;

— достижения “пластиковой электроники” позволили создать сложные микросхемы на гибкой подложке и первый органический лазер;

— проводились углубленные исследования “родовых клеток” (stem cells), что в перспективе сделает воз-можным получать любую ткань организма;

— была построена подробная карта молодой Все-ленной, основанная на реликтовом излучении.

6) Наука стоит на пороге нового этапа космизации.

Либо у человечества будет космическое будущее, либо не будет никакого.

7) Изменился характер взаимодействия науки и практики. С одной стороны, наука воспаряет ко все более высоким теоретическим небесам, а с другой стороны – все глубже погружается в почву практиче-ской жизни, проникая во все ее уголки.

Достаточно назвать комплексную автоматизацию производства, контроля и управления (благодаря ши-рокому использованию компьютерной техники), откры-тие и использование новых видов энергии и т.п.

Изменилась сама причинно-следственная связь ме-жду наукой и практикой.

Ранее, как правило, обыденно-практический опыт и поисковые экспериментальные работы предшествова-ли научным исследованиям, которые сводились к тео-ретическому осмыслению и обобщению полученных результатов.

Ныне научно-теоретические исследования в боль-шей мере определяют саму область необходимых экс-периментальных работ и заранее прогнозируют воз-можные практические реализации.

Как известно, паровая машина была создана задол-го до ее концептуального обоснования — термодинами-ческой теории теплоты. Однако электрические процес-сы стали широко использоваться на практике только во второй половине 19 в., уже после того, как Дж. К. Максвелл разработал основы классической электро-динамики. Опираясь на ее закономерности, удалось реализовать радиосвязь, сконструировать электродви-гатель и т.п.

А что уж говорить о практических последствиях тео-ретических разработок в компьютерной сфере…

8) Резко ускорился процесс практического внедре-ния научных открытий.

На практическое освоение паровой машины ушло сто лет; практическое же внедрение атомной энергии произошло почти за десятилетие.

Алиса и Черная королева

9) В процессе современной НТР наука превратилась в непосредственную производительную силу, заметно расширились ее социальные функции, а также влия-ние на все сферы материальной и духовной жизни общества.

Вот почему значительно возросла социальная и личная ответственность ученых за плоды своей дея-тельности .

В науке существуют как эволюционные, так и рево-люционные этапы развития. При революции в науке меняется вся научная парадигма.

Рубрики: | Дата публикации: 30.06.2010

Нужна курсовая или дипломная?