Философия техники — ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Происхождение и природа техники

Греческое «технэ» переводится на русский язык как ис-кусство, мастерство, умение. Техника в отличие от природы не является естественным образованием, она создается. Произведенный человеком объект час-то называют артефактом. Латинское «артефактум» оз-начает буквально искусственно сделанный. Техника — совокупность артефактов. История становления совре-менного чел-ка связана с усложнением и развитием феномена техники. Не сразу техника достигла своих нынешних высот. В доиндустриальном общ-ве техника выступает как искусное ремесло. Технические умения передаются от мастера к ученику в рамках ремеслен-но-цеховой организации. Эти умения, навыки, знания, являющиеся достоянием замкнутого круга лиц, чаще всего не получают высокой общественной оценки. Си-туация изменяется кардинальным образом в Новое время, когда обще-ство в значительной степени начи-нает функционировать на машинной основе. Место мастера занимает инженер, наиболее компетентный в тех-м отношении специалист. В отличие от техника, деятельность которого ограничивается обеспечением нормального функционирования технических уст-ройств, инженер изобретает, использует научные ме-тоды, всесторонне раз-вивает техническую парадигму.

Философия техники стремится объединить узкое и широкое понимание техники. Техника есть совокуп-ность артефактов, создаваемых и используемых ме-тодами инженерной деят-ти. В более широком пони-мании техника — особый, тех-й подход к любой сфере чел-й деят-ти. Тех-кий подход находится во взаимодо-полнительном отношении с естественно-научным под-ходом. В жизнедеят-ти современного общ-ва техника и технический подход имеют фундаментальное значе-ние. Наряду с фено-меном техники требует пояснения феномен технологии. Технологией называется сово-купность операций по целенаправленному использо-ванию техники. Эффективное использование техники требует ее включения в технологические цепи. Перво-на-чально, на этапе ручного труда, техника имела в основном инструментальное значение; технические инструменты продолжали, расширяли возможности естественных органов чел-ка, увеличивали его физ-ю мощь. На этапе машинизации техника становится са-мостоятельной силой, труд механизируется. Техника как бы отделяется от чел-ка, который, однако, вынуж-ден находиться рядом с ней. Теперь не только машина является продолжением чел-ка, но и сам чел-к стано-вится придатком машины, он дополняет ее возможно-сти. На третьем этапе развития техники, в результате комплексного развития автоматизации и превращения техники в технологию, чел-к выступает ее (технологии) организатором, творцом и контролером. На первый план выходят уже не физ-кие возможности чел-ка, а сила его интеллекта, реализуемая посредством техно-логии. Происходит объединение науки и технологии, следствием которого является научно-технологический прогресс, называемый часто науч-но-технологической революцией. Идет параллельное развитие различных сторон НТП. Если «революцию пара» от «револю-ции электричества» отделяли сотни лет, то современные микроэлектроника, робототехни-ка, информатика, энергетика, при-боростроение, био-технология в своем развитии дополняют друг друга, между ними вообще перестает существовать какой-либо временной зазор. Основные проблемы филосо-фии техники: Различение естественного и искусствен-ного. Техниче-ские объекты представляют собой ре-зультат опредмечивания чел-кой деят-ти. Иначе гово-ря, артефакты — символы специфики чел-й деят-ти. Следовательно, их необходимо оценивать не только с природной, но и с социальной точки зрения. Техника — это чел-к, но не в его непосредственном, а в символи-ческом бытии. В нашем понимании техника есть сим-волическое бытие чел-ка, но это бытие именно чел-ка. Она — его судьба. Техника «вооружает» чел-ка, она де-лает его более сильным, быстрым, высоким. При такой оценке значения техники возникают многочисленные коллизии. Ведь есть отрицательные последствия тех-ники, а они ослабляют чел-ка в том или ином отноше-нии, укорачивают продолжительность его жизни. Если допустить, что современный чел-к никогда не откажет-ся от своих тех-х завоеваний, то придется признать необходимость оптимального сочетания разнообраз-ных последствий тех-го бытия чел-ка. Факт символи-ческого бытия человека в его артефактах с фило-софских позиций является самым фундаментальным. В философии техники часто обсуждается проблема взаимоотношения техники и науки. Наука ставится на первое место, а техника на второе. Техника часто по-нимается как прикладная наука, прежде всего как при-кладное естествознание. В последние годы все чаще подчеркивается влияние техники на науку. Все в большей степени начинает оцениваться самостоя-тельное значение техники. Технический, инженерный подход не отменил и не вытеснил научные подходы. Техники, инженеры используют науку как средство в своей ориентации на действие. Дейст-вовать — лозунг искусственно-технологического подхода. В отличие от научного подхода он не охотится за знанием, а стре-мится к производству аппаратов и осуществлению технологий. Еще одна проблема ф-и техники — это оценка техники и вы-работка в этой связи определен-ных норм. Оценка техники была введена в США в кон-це 60-х годов и ныне широко практику-ется в развитых индустриальных державах. Первоначально большой новостью была оценка представляющихся вторичными и третичными по отношению к техническим решениям социальных, этических и других гуманитарных послед-ствий развития техники. Ныне все большее число экс-пертов по оценке техники указывают на необходи-мость преодоления применительно к технике парадигм фрагментации и редукционизма. При первой парадиг-ме феномен техники не рассматривается системно, выделяется один из ее фрагментов. При второй
пара-дигме техника сводится, редуцируется к ее природным основам. Выход из обеих ситуаций связан с система-тической оценкой техники, сопоставлением альтерна-тив, предотвращением нежелатель-ных технических действий. Оценка техники не может проводиться ина-че, как с опорой на идеалы. Философия техники выяв-ляет эти идеалы. Технические проекты должны быть разумными, полезными, безвредными для человека, соответствовать истинно человеческому, их времен-ные горизонты должны быть обозреваемыми. След-но, принимающий тех-ые решения должен быть осмотри-тельным и осторожным, способным к опережающему отражению действительности. В оценке фено-мена техники существует множество подходов. Согласно натуралистическому подходу, человеку в отличие от животных не-достает специализированных органов, поэтому он вынужден компенсировать свои недостатки созданием артефактов. Согласно волевой интерпре-тации техники, человек реализует посредством созда-ния артефактов и технологических цепей свою волю к власти. Это имеет место на индивидуальном, нацио-нальном, классовом и государственном уровнях. Есте-ственно-научный подход рассматривает технику как прикладную науку. Жесткие логико-математические идеалы естественно-научного подхода смягчаются в рациональном подходе. Здесь техника рассматрива-ется как сознательно регулируемая деятельность че-ловека. Рациональность понимается как высший тип организации технической деятельности и в случае ее до-полнения гуманистическими составляющими ото-ждествляется с целесообразностью и планомерно-стью. Техника и этика Чел-к может сделать больше, чем он имеет на то право. В этой связи и возникает потребность в особой этике, ориентирован-ной на тех-ю деят-ть чел-ка — техноэтикой.- это заслон от технол-х катастроф. Техноэтика с позиций этики добродетелей. Инженер — рационалист, обладает набором тех-х на-выков и умений, имеет склонность к изобретательской деят-ти, настой-чив, скрупулезен, трудолюбив, бдите-лен. Особое значение имеет ответственность за свои действия перед общ-вом. Никто не может быть сво-бодным настолько, чтобы не нести ответств-ти перед др. людьми. Техноэтику долга, делает акцент на мак-си-мах: частные, локальные интересы не могут иметь преимущества перед всеобщими требованиями лю-дей, их стремлением к справедливости, счастью, сво-боде. Ни один из аспектов техники не является мо-рально нейтральным. Недопустимо делать чел-ка придатком машины, объектом. Итак, список максим включает тезисы относительно справедливости, сча-стья, свобо-ды, ответственности, ценности личности. К указанным максимам добавились требования безо-пасности, экологического со-вершенства, здоровья че-ловека. Шесть основных ценностей техноэтики (благо-состояние и здоровье людей, их безопасность, эколо-гическое качество, развитие личности и общества) и две, относящиеся непосредственно к технике (ее функциональная пригодность и экономичность) и имеющие относительно первых шести обслуживаю-щий хар-р. Три техноэтики дополняют друг друга. Тех-ноэтика добродетелей — это по преимуществу этика сознания; техноэтика максим — это в основном этика зако-нов, идеалов; техноэтика ценностей — это прежде всего этика деятельности. В современном их толкова-нии каждую из трех рассматриваемых этических кон-цепций логично связать с темой ответственности. Че-ловек, вынужденный более или менее адекватно отве-чать на запросы жизни, неминуемо приходит к теме ответственности.

Рубрики: | Дата публикации: 30.06.2010

Нужна курсовая или дипломная?