ЭТОС НАУКИ

— понятие философии и социологии науки, обозначающее совокупность моральных императивов, принятых в научном сообществе и определяющих поведение ученого.

Наиболее известна концепция «нормативного Э.н.», разработанная в 40-е годы Мертоном. Этос новоевропейской науки, с его точки зрения, обу-словлен воздействием трех основных факторов:

— он соответствует главной цели научной дея-тельности — систематическому расширению сфе-ры достоверного знания;

— исторически Э.н. восходит к комплексу цен-ностей пуританства XVII в., которое придавало особое значение таким императивам, как полез-ность, рациональность, индивидуализм, анти-традиционализм и земной аскетизм (здесь Мер-тон опирался на концепцию Вебера);

— он представляет собой реализацию основ-ных стандартов демократического, цивилизован-ного поведения.

В результате в морали ученых сходятся по-знавательные и социальные компоненты, а нор-мам Э.н. следуют не только из-за их процедурной эффективности, но и в силу того, что они счита-ются справедливыми и благотворными.

Основу Э.н., по Мертону, составляют четыре императива: универсализм, всеобщность, неза-интересованность и организованный скепти-цизм.

Под универсализмом, как важнейшей из норм, понимается то, что ученые в своем исследовании и в оценке исследований своих коллег должны руководствоваться не своими личными симпа-тиями и антипатиями, но исключительно общими критериями и правилами обоснованности и дока-зательности знания, что позволяет науке пре-одолевать различие и противоборство сущест-вующих в ней групп, школ и интеллектуальных традиций.

Всеобщность означает, что результаты науч-ной деятельности рассматриваются как продукт социального сотрудничества и является общим достоянием научного сообщества, в котором до-ля индивидуальных творцов строго ограничена.

Незаинтересованность — это готовность учено-го согласиться с любыми хорошо обоснованными аргументами и фактами, даже если они противо-речат его собственным убеждениям.

Организованный скептицизм — установка на предельную самокритичность в оценке своих достижений и участие в рациональной критике имеющегося знания в целях его постоянного улучшения.

Существенные отклонения от этих норм при-водят к деградации научного сообщества, сниже-нию качества производимого знания, появлению псевдонауки.

К мертоновскому Э.н. предлагались добавоч-ные нормы: оригинальность, эмоциональная нейтральность, независимость, интеллектуаль-ная скромность и т.п. С другой стороны, при кри-тическом обсуждении этой концепции и ее эмпи-рической проверке обнаружилось, что под воз-действием ряда причин (приоритет в открытии, существующая система вознаграждений в со-временной науке, милитаризация науки и др.) поведение ученых может становиться «амбива-лентным», т.е. ориентированным на компромисс между указанными нормами и противоположны-ми им «контрнормами»; партикуляризмом, при-страстностью оценок, сокрытием результатов или отстаиванием права собственности на их ис-пользование, организованным догматизмом в защите принятой какой-либо группой ученых кон-цепции. Однако в целом исследования показы-вают, что в нормальной научной среде подобные девиантные, отклоняющиеся от принятых норм действия происходят достаточно редко, и Э.н. является одной из самых стабильных характери-стик научной деятельности.

Рубрики: | Дата публикации: 29.06.2010

Нужна курсовая или дипломная?