Этика репортера

Человек с микрофоном не просто сотрудник той или иной редакции, не просто журналист – он «полномочный представитель» слушателей. Поэтому этика репортера, порядочного, тактичного, культурного человека – вопрос важный и необходимый.

Журналист не должен «добывать» записи, факты любыми средствами. Но иногда бывает иначе. Вот пример.

Готовят критический материал. Необходимо записать выступления тех, кто не так, как надо, работает, словом, кого надо «пропесочить». А чтобы получилось «хлестко», проходят к выступающим с невинным» видом: мол, хотим рассказать о вашей работе. Записывают, говорят: «Большое спасибо!» Уходят. А в материале разносят: «Хорошим прикидывается, видите, даже хвалит себя!»

Пример этот, возможно, не типичный. Но случается видеть и таким образом «сделанные» материалы. А ведь здесь задача журналиста – не поймать человека на слове, но помочь ему разобраться, а если надо, то и заставить исправить ошибки.

Еще пример. Записывают для репортажа выступающего. После прослушивания оказывается, что выступающий говорит дельно, но очень монотонно. Как исправить это? И в текст выступления «вставляют» вопросы корреспондента. Материал «оживился». А выступающий помнит, что никто ему вопросов не задавал и что корреспондент с ним вовсе не беседовал. Вот здесь нарушена этика репортера. То, что к министру за интервью не пойдешь в майке, а в поле не пойдешь в смокинге – общепонятно. Но о том, что радиожурналист с магнитофонными записями не волен обращаться как угодно, подчас забывают. Не только то, каким получается материал, но и то, как он делается, должно волновать репортера.

У одного журналиста, как правило, получаются живые, интересные репортажи, особенно о детях. Он умело ведет их, причем обыкновенно ему помогают вести репортажи дети – они равноправные участники бесед, интервьюеры. Всем импонирует, как вовремя ребята находят нужный вопрос, как интересно построены эти вопросы. Случайно коллеги по редакции услышали «черновую» неотмонтированную запись репортажа: говорит выступающий, рассказывает увлеченно, но вот у корреспондента возникает вопрос. И он, извинившись, (он – человек вежливый) перебивает выступающего и просит кого-нибудь из своих юных помощников задать этот вопрос. Мальчик или девочка повторяет за корреспондентом вопрос и «разговор» продолжается.

Даже эта «маленькая» «неправда» непозволительна для настоящего радиожурналиста.

Рубрики: | Дата публикации: 23.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?