Диалектические категории в анализе социальных и гуманитарных процессов

Автор: Scientist | 02.07.2010 | 8:20 | В рубриках: Философия науки

Анализ общенаучных понятий, принципов и закономерностей в значительной мере сближает научный анализ с анализом фило-софским. Так, например, философско-диалектическим принципам всеобщей взаимо-связи и универсального развития соответствуют определенные принципы теории организации и теории универсальной эволюции, в которых эти принципы предстают в теоретически формализо-ванной и эмпирически апробированной форме.

Философские категории характеризуют и при-роду, и общество, и человека, и процессы мыш-ления, воображения, переживания. Они являют-ся исходными фундаментальными элементами универсального познания мира, т.к. выявляют универсальные изоморфизмы (isos – равный, одинаковый; morphe – форма, вид) в самых мно-гообразных системах.

Онтологические категории: идеальное и ма-териальное, рациональное и иррациональное, движение и покой, тождество и различие и т.д.

Гносеологические категории: истина и ложь, теория и практика.

Аксиологические категории: любовь и нена-висть, прекрасное и безобразное, добро и зло.

Категории не случайно чаще всего парные («всякой твари по паре»). Это отражает реаль-ную противоречивость мироздания.

Причина и следствие.

Понятия причины и следствия.

Исследователь сначала ставит вопрос «что?», затем – «как?» и, наконец, — «почему?». Еще бо-лее глубокий вопрос – вопрос «во имя чего?» («с какой целью?»)

Чем примитивнее человек, тем короче его це-почка углубляющихся вопросов.

Категория причины отражает генетическую связь, некоторый процесс порождения одних яв-лений другими, последующих – предшествую-щими. Луна порождает приливы и отливы. Неор-ганическая природа порождает живую природу.

Донаучные представления.

Древние полагали, что любое предшествую-щее явление может оказаться причиной после-дующего. «Пост хок, эрго проптер хок» («Post hoc, ergo propter hoc») . Собака пила воду из лу-жи, в которой отражалась луна… Кошка перебе-жала дорогу… Какие-то роковые события после появления кометы… Наши предки не сразу дога-дались даже о том, что беременнось передается половым путем. Не случайно возникла пословица «Бес попутал». Какое-то время мужчины счита-лись не при чём.

Подобные казусы возникают и в современной науке при изучении новых процессов или при пу-танице в объяснении традиционных явлений. Один исследователь обратил внимание на то, что почти каждый раз, когда он входил в лабора-торию, растения на подоконнике приветствовали его, устремляясь к нему и шелестя листами. Правда, иногда они это не делали, возможно, за что-то обидевшись на него. Он не сразу сообра-зил, что причина происходящего – в открытой или закрытой форточке. Когда она была открыта, возникал сквозняк.

Современные суеверия: високосный год опа-сен.

Существует специальная область исследова-ний — этиология (по греч. этио — причина).

Принцип причинности связан с необратимо-стью времени. Академик Боголюбов: любое со-бытие в физич. системе может влиять на эволю-цию этой системы в будущем, но не может вли-ять на ее поведение в прошлом.

Типы причин.

Объективные и субъективные причины.

Внутренние и внешние причины. Внутренняя: разлюбили друг друга; внешняя: теща.

Главные и неглавные причины.

Возводящие и низводящие причины.

Социальный детерминизм выражает всеоб-щую взаимосвязь и взаимообусловленность со-циальных явлений благодаря причинно-следственным взаимодействиям. В своем исто-рическом развитии проходит три основные фор-мы: механический, статистический, системный.

Механический: постулирует жесткую детерми-нацию, строго однозначный характер основных связей; игнорирует роль случайностей в процес-се развития; выводит социальное целое из со-ставляющих его частей; исходит из предопреде-ленности событий.

Статистический: исследует случайности в соц. процессах и выявляет причины, фиксируя статистические распределения.

Системный: подчеркивает целостность соци-альных структур, детерминацию социальной сис-темой своих элементов.

В современных процессах могут встречаться в той или иной мере все три формы детерминизма.

Детерминизм, индетерминизм, религиозная телеология. Бог как первопричина.

Детерминизму довольно часто противостоит не индетерминизм, а пандетерминизм (см. Франкл, с.78)

Не только детерминизм определяет про-цесс развития, но и становление, самораз-витие, свобода выбора.

Добавления

Причина – это явление, которое в определенных условиях порождает другое явление, называемое следствием. Следствие – это явление, порождаемое причиной. Под этими явлениями понимается:

(1) событие, существование или не существование предметов и т.д. (наличие вирусов в организме – при-чина заболевания),

(2) взаимодействия предметов и изменения этих предметов,

(3) взаимодействие противоположных сторон предмета и изменения, происходящие в данном пред-мете в результате этого взаимодействия.

В методах под причиной понимается обстоятельст-во, добавление которого к имеющимся обстоятельст-вам вызывает следствие – явление, представляющее собой событие, существование предмета, изменение предмета, возникновение нового свойства у предмета и т.д. Есть группа явлений без которых следствие мо-жет не наступить – это релевантносопутствующие об-стоятельства. Это не необходимые события но влияют на силу действия причин на событие.

Принципы причинности:

1) причинно-следственная связь является объек-тивной;

2) эта связь необходимая: определенная причина в соответствующих условиях обязательно вызывает оп-ределенное следствие;

3) эта связь является всеобщей: в природе нет бес-причинных явлений;

4) причина предшествует следствию во времени.

Спасибо вам за добавление этой статьи в: