Детерминизм и индетерминизм в философии и науке

Автор: Scientist | 02.07.2010 | 8:20 | В рубриках: Философия науки

Принцип детерминизма.

Антиномия: противоречие между двумя положе-ниями, каждое из которых одинаково логически дока-зуемо. “Все имеет причину, но возможна ли свобода”.

Демокрит: “Случайность – это точка пересечения двух необходимостей”.

Спиноза: ”Все происходит так, как происходит и иначе не может произойти.”

Франц. материалисты: “все действует абсолютно детерминировано; есть большие (то, что знаем) и ма-ленькие (то, что не знаем) причины.”

Энгельс.

Критикует Лаплассовский принцип детерменизма. Причинность – это необходимый компонент диалекти-ческого закона. Причинность не является необходимо-стью.

Энгельс считает, что нельзя все свести к механи-ческой закономерности. Статистическая закономер-ность – определение будущего с определенной веро-ятностью.

Энгельс уходит от фатализма и признает случай-ность. Случайность – форма проявления необходимо-сти.

Диалектический материализм не отрицает свободу, как познанную необходимость. Отстаивалась свобода воли человека.

Индетерменизм, по Марксу, — это явление, у кото-рого нет причины (например, чудо).

Поппер.

Детерменизм разделяет на философский (у каждо-го события есть причина) и физический (не все собы-тия определены с абсолютной точностью, но можно предсказать вероятность: облако – часы).

В процессе творчества большую роль играет слу-чайность.

Индетерменизм, по Попперу, — это облако, но не чудо. Он отрицает явления без причины.

Витгенштейн.

Законы для мира и для человека одинаковы. Зако-ны логики – это законы и мира, и мышления. В логике нет случайного: что мыслимо, то осуществимо, следо-вательно, в мире тоже не может быть случайностей.

Если мы сталкиваемся с чудом, то необъяснимость его причин – в нашем незнании.

(Принцип детерминизма. Категории причины и следствия, необходимости и случайности, возможно-сти и действительность. Причина и цель.)

Детерминизм от лат determino – определяю, филос учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности вещей, процессов и явлений реального мира. Д предполагает наличие разнообраз-ных объективно существующих форм взаимосвязи яв-лений, многие из к-ых выражаются в виде соотноше-ний, не имеющих непосредственно причинного харак-тера, т е прямо не содержащих в себе моментов поро-ждения, производства одного другим. Сюда входят пространств. и врем. корреляции, функциональные за-висимости, отношения симметрии, взаимодействия частей в системах, взаимодетерминация частей и це-лого, связь состояний в движении и развитии и др. (пример теория Дарвина).

Причина и следствие. Категория причинности рас-крывает причинно-следственную связь. Для определе-ния что такое причина надо сопоставлять: причину, повод, условие. Очень важно соотношение причина и условие. Говоря о причине нужно иметь в виду, что причины имеют свои проявления, т е различают фор-мы причин. Причины существенные и несуществен-ные. Все причинно обусловлено и ни что не проходит без следствий. Различие м/у сущностью и не сущно-стью условно. Но это надо доделать, сохраняя единый контекст причины.

Причины различают как объективные так и субъ-ективные. Есть причина и функциональная зависи-мость. Мат модел привело к понятию функциональной зависимости. Для ученого важно не только качествен-ная зависимость м/у причиной и следствием, важно и количественное, которое выражается в функциональ-ной зависимости. Когда говорят о причинности имеют в виду явление которое порождает следствие, а когда говорят о функциональной зависимости гинетическая связь стирается. В функциональной зависимости мож-но менять местами аргумент и функцию. Последние годы стали говорить что понятие причинности устаре-ло и достаточно владеть функциональной зависимо-стью. Появилась теория факторов, когда какая-то ве-личина ставиться в зависимость от ряда факторов. Проблема причинности стала еще более запутанной в связи с проникновением в микромир. В статистической закономерности работает вероятность, в ней нет ссылки на причинность. Многие ученые, пытаясь со-хранить понятие причины, говорят, что есть многооб-разие причинно-следственных связей. Это приемлемо, так как иначе можно допустить наличие чудес.

Спасибо вам за добавление этой статьи в: