Чтобы узнать человека, каков он есть, надо создать для него ситуацию диалога, чтобы говорил человек не для записи, а для внимательного, сочувствующего, умного и благодарного слушателя – интервьюера.

Раскрытие личности собеседника становится главной задачей в интервью-зарисовке. Московский исследователь Г. Кузнецов эту разновидность жанра называет «психологическим интервью», потому что нередко здесь преимущественное значение получают социально-психологические, эмоциональные характеристики собеседника, а затем уже – как бы сквозь них – логическая, словесная информация. В данном интервью личность собеседника выдвигается на передний план, и тщательное изучение его во время подготовки передачи является первостепенным условием успеха.

Вот, например, герой передачи «Земное притяжение» Николай – яркая личность, представитель новой сельской формации, фермер. В интервью-зарисовке он показан как рачительный хозяин. Над «прижимистостью» Николая даже посмеивались в деревне. Но, обратим внимание как четко и в то же время с интригующим смыслом в концовке был задан вопрос и как в коротеньком монологе раскрылся характер этого человека.

Корр.: … Почему в прошлом году в сложнейших условиях в вашем хозяйстве были созданы такие запасы кормов, что ими даже делились с соседями, продавали лишнее?

Николай: ну, дело в том, что не продавали. Я бы корма никогда и никому не продавал. Мы это делали ради того, чтобы и у нас был, так называемый страховой фонд. И мы уже имеем опыт хранения кормов на 2 года. Ну, а случись, что в беде оказались соседи. У них вообще все сгорело. Ну, не дать же погибнуть. Там скот. Это же наше, крестьянское, не чужие…

На первый план выходит искусство общения, умение задавать вопросы не тривиально, акцентировать внимание на главном, поддерживать собеседника или наоборот полемизировать с ним, т.е. всячески помогать ему раскрыться. Все это имеет несравненно большой смысл, т.е. чтобы он был предельно искренним, чувствительным к предмету своего рассказа, к собеседнику – журналисту.

Одной раскованности, разговорчивости героя мало. Это только первая ступенька в раскрытии его характера. надо сказать, что важнейшие, определяющие черты героя проявляются (если иметь в виду их радийное воплощение) не столько в поступках, которые к моменту беседы уже в прошедшем, сколько в кульминационных точках самой беседы.

Рубрики: | Дата публикации: 23.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?