Аналогия

— (от греч. analogia — соответствие) — сход-ство между предметами, явлениями и т. д. Умозаключение по А. (или просто А.) — индуктивное умозаключение, когда на основе сходства двух объектов по каким-то одним парамет-рам делается вывод об их сходстве по другим параметрам. Напр., планеты Марс и Земля во многом сходны: они распо-ложены рядом в Солнечной системе, на обеих есть вода и атмосфера и т. д.; на Земле есть жизнь; поскольку Марс по-хож на Землю с точки зрения условий, необходимых для су-ществования живого, можно сделать вывод, что на Марсе также имеется жизнь. Это заключение является, очевидно, только правдо¬подобным. А. — понятие, известное со времен античной науки. Уже тогда было замечено, что уподобляться друг другу, соответствовать и быть сходными по своим свой-ствам могут не только предметы, но и отношения между ни-ми. Помимо А. свойств существует также А. отношений. Напр., в известной планетарной модели атома его строение уподобляется строению Солнечной системы: вок¬руг массив-ного ядра на разных расстояниях от него движутся по замкну-тым орбитам легкие электроны, подобно тому как вокруг Солнца обращаются планеты. Атомное ядро не похоже на Солн¬це, а электроны — на планеты; но отношение между ядром и электронами во многом подобно отношению между Солнцем и планетами. Продолжая это сходство, можно пред-положить, что электроны, как и планеты, движутся не по кру-говым, а по эл¬липтическим орбитам. Сходство сопряжено с различием и без различия не существу¬ет. А. всегда является попыткой продолжить «сходство несходно¬го», причем про-должить его в новом, неизвестном направлении. Она не дает достоверного знания: если посылки рассуждения по А. истин-ны, это еще не означает, что и его заключение будет ис¬тинным. А., дающую высоковероятное знание, принято назы-вать строгой или точной. Научные А. обычно являются стро-гими. Умозаключения по аналогии, нередкие в повседневной жизни, как правило, не особенно строги, а то и просто по-верхностны. От А., встречаю¬щихся в художественной литера-туре, точность вообще не требуется, у них иная задача, и оцениваются они по другим критериям, преж¬де всего по силе художественного воздействия. Для повышения вероятности выводов по А. необходимо стре¬миться к тому, чтобы было схвачено и выражено действительное, а не кажущееся сход-ство сопоставляемых объектов. Желательно, чтобы эти объ-екты были подобны в важных и существенных призна¬ках, а не в случайных и второстепенных деталях. Полезно также, что-бы круг совпадающих признаков был как можно шире. Но наиболее важен для строгости А. характер связи сходных призна¬ков предметов с переносимым признаком. Информа-ция о сход¬стве должна быть того же типа, что и информация, распростра¬няемая на другой предмет. Если исходное знание внутренне связано с переносимым признаком, вероятность вывода заметно возраста¬ет. И наконец, при построении А. следует учитывать не только сходные черты сопоставляемых объектов, но и их различия. Если последние внутренне свя-заны с признаком, который предполага¬ется перенести с одно-го объекта на другой, А. окажется маловеро¬ятной. Обраще-ние к А. может диктоваться разными задачами. Она мо¬жет привлекаться для получения нового знания, для того, чтобы менее понятное сделать более понятным, представить абст-рактное в более доступной форме, конкретизировать отвле-ченные идеи и проблемы и т. д. По аналогии можно также рассуждать о том, что недо¬ступно прямому наблюдению. Аналогия может служить средством выдви¬жения новых гипо-тез, являться своеобразным методом решения задач путем сведения их к ранее решенным задачам и т. п. Рассуждение по А. дало науке многие блестящие результаты, нередко со-вершенно неожиданные. Так, в XVII в. движение крови в ор-ганизме сравнивали с морскими приливами и отливами; А. с насосом привела к идее непрерывной циркуляции крови. Д. Мен¬делеев, построив таблицу химических элементов, нашел, что три места в ней остались незаполненными; на основе из-вестных эле¬ментов, занимающих аналогичные места в таб-лице, он указал ко¬личественные и качественные характери-стики трех недостающих элементов, и вскоре они были от-крыты. А. между живыми организ¬мами и техническими уст-ройствами лежит в основе бионики, ис¬пользующей открытые закономерности структуры и жизнедеятель¬ности организмов при решении инженерных задач и построении технических систем. А. является, таким образом, мощным генератором новых идей и гипотез. Аналоговые переносы представляют собой достаточно твер¬дую почву для ко
нтролируемого риска. С их помощью мобилизуют¬ся решения, уже доказавшие свою работоспособность, хотя и в другом контексте, и устанавли-ваются связи между новыми идеями и тем, что уже считается достоверным знанием. Вместе с тем А., и в особенности А. отношений, могут быть чисто внешними, подменяющими дей-ствительные взаимосвязи ве¬щей, надуманными. Подобного рода уподобления были обычны в средневековом мышлении, на них опираются магия и всякого рода гадания и прорица-ния. А. обладает слабой доказательной силой. Продолжение сходства может оказаться поверхностным или даже ошибоч-ным. Однако доказательность и убедительность далеко не всегда совпадают. Не¬редко строгое, проводимое шаг за ша-гом доказательство оказыва¬ется неуместным и убеждает меньше, чем мимолетная, но образная и яркая А. Доказа-тельство — сильнодействующее средство исправ¬ления и уг-лубления убеждений, в то время как А. подобна гомеопа¬тическому лекарству, принимаемому ничтожными дозами, но ока¬зывающему тем не менее заметный лечебный эффект. А. — излюбленное средство убеждения в художественной лите¬ратуре, которой по самой ее сути противопоказаны сильные, прямолинейные приемы убеждения. А. широко используется так¬же в обычной жизни, в моральном рассуждении, в идеоло-гии, утопии и т. п. являющаяся ярким выражением художест-венного творчества, представляет собой, по сути дела, сво-его рода сгу¬щенную, свернутую А. Едва ли не всякая А., за исключением тех, что представлены в застывших формах, подобно притче или аллегории, спонтанно может стать ме-тафорой. Примером метафо¬ры с прозрачным аналогиче-ским соотношением может служить следующее сопоставле-ние Аристотеля: «…старость так относится к жизни, как вечер к дню, поэтому можно назвать вечер «старо¬стью дня»… а ста-рость — «вечером жизни»» (Поэтика. Гл. 21, 1457в.). В тради-ционном понимании метафора представляет собой троп, удач¬ное изменение значения слова или выражения. С помо-щью метафо¬ры собственное значение имени переносится на некоторое другое значение, которое подходит этому имени лишь ввиду того сравне¬ния, которое держится в уме. Уже это истолкование метафоры связывает ее с А. Метафора возни-кает в результате слияния членов А. и выполняет почти те же функции, что и последняя. С точки зрения воздействия на эмоции и убеждения метафора даже лучше справляется с этими функциями, поскольку она усиливает аналогию, вводя ее в сжатом виде.

Рубрики: | Дата публикации: 01.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?