7. Закон щедрости

Автор: Scientist | 12.07.2010 | 7:19 | В рубриках: Аспиранту

Двигайся к бесплатному

Если сервис становится более ценным при его распространении (закон # 2), а стоит он тем меньше, чем более ценным становится (закон # 6), то логично сделать вывод, что самые ценные вещи следует дарить бесплатно. К примеру, Microsoft попросту подарил свой Internet Explorer. Qualcomm создал программу электронной почты Eudora, которая тоже подарена пользователю в надежде на продажу новых версий. Каждый месяц бесплатно распространяется миллион копий антивирусного обеспечения McAfee. Ну и конечно, компания Sun выпустила язык Java бесплатно, надеясь на уже развернутое производство надстроек над этим языком.

Вы можете себе представить молодого предпринимателя сороковых годов, заявляющего совету директоров, что он планирует безвозмездно подарить первые 40 миллионов копий своего единственного продукта? (Именно это сделал Netscape через полвека.) Он не продержался бы на своем месте и минуты.

Ценность продукта пропорциональна его распространенности, поэтому поток копий увеличивает ценность каждой из них. Мало того: чем больше копий сделано, тем более нужными они становятся, поэтому распространение продукта начинает само себя поддерживать. Продавая модернизированные варианты продукта или дополнительное обслуживание к нему, компания может прекрасно существовать и продолжать щедро распространять первичный продукт.

Закон обратной цены универсален. Материальное оборудование, включенное в сеть, тоже начинает подчиняться ему. Сотовые телефоны можно вполне раздавать бесплатно, продавая только разговоры по ним. Аналогично и с тарелками для спутникового телевидения.

Выжить в мире щедрости помогают три вещи.

Первая: думайте о «бесплатности» как о конечной точке, к которой придет любая цена. Обычно она стремится к нулю, никогда его не достигая.

Вторая: раздавая один продукт бесплатно, продавайте другие. Компания Sun, раздавая Java, очень успешно продавала серверы, а Netscape продавал математическое обеспечение для коммерческих серверов, раздавая бесплатно «броузеры» для потребителей.

Третья, самая важная: считая продукт бесплатным, вы тем самым приближаете наступление этого вожделенного момента. Строя свой бизнес так, как будто создаваемый продукт бесплатен, вы тем самым предугадываете тенденцию движения. Бесплатность волей-неволей притянет к себе внимание людей.

Итак, какие сегодняшние бесплатные продукты могут стать позднее очень ценными? Где в наши дни щедрость предшествует богатству? Вот что сразу приходит в голову: дайджесты, путеводители, каталоги, перечень часто задаваемых вопросов, яркие места Сети и прочее, и прочее. То, что сейчас бесплатно, в недалеком будущем может привести к возникновению процветающей компании. Не забывайте, что в наши дни телевизионные журналы оказываются более прибыльными, чем телевизионные компании, которые они обозревают, а Энциклопедия «Британника» начиналась как сборник статей любителей — нечто аналогичное современным подборкам FAQ (frequently asked questions — часто задаваемые вопросы).

Спасибо вам за добавление этой статьи в: