2-й этап. Махизм. Эмпириокритицизм. «ВТОРОЙ ПОЗИТИВИЗМ»

Революционные изменения в физике на рубеже XIX — XX веках. Кризис программы механицизма (программа сведения физики к механике) на рубеже веков. Критика базисных понятий механики Ньютона.

Появление «второго» позитивизма и стремление очистить физику от примеси ме-тафизических понятий. Э. Мах и его критика классической физики. Критика поня-тий причины и субстанции.

Функции научной теории — экономное описание опыта и предсказание;

назначение гипотезы — вести к расширению нашего опыта.

Влияние феноменализма Маха и его критики классической механики на молодого А. Эйнштейна.

Сильные и слабые стороны «второго позитивизма»: отход от индуктивизма; поста-новка проблемы структуры и функций физической теории; постановка проблемы языка, которым пользуется физическая теория, и критериев его выбора; негатив-ная оценка значения метафизики для строгой науки; стремление обезопасить бу-дущее развитие науки от перспективы повторения научных революций.

Мах переориентировал философию на тео-рию познания. Его учение — это теоретико-познавательный биологизм и психологизм.

………………………………..

Два методологич. требования:

1) «Экономия мышления

2) Идеал описательной науки»

Одно из ключевых понятий — комплексы ощу-щений. Кант

[1]Физический позитивизм научно познаваемой считает не только чувственно данную реаль-ность, но реальность взаимосвязей.

Эрнст Мах (1838-1916), физик, мыслитель, оказавший влияние на становление концепции относительности А. Эйнштейна, сформулировал задачу научного познания как «приспособление мыслей к фактам и приспособление мыслей друг к другу». Мотивом создания теории, по Маху, яв-ляется не надежда получить знания о действи-тельности, стоящей позади явлений, а лишь только возможность представить эти явления в простой и элегантной взаимосвязи. Эту установ-ку Э. Мах назвал принципом экономии мышле-ния. Возникновение физического позитивизма обусловлено переориентацией физики с изуче-ния вещной реальности на «опытную реаль-ность», реальность взаимосвязей, открывшуюся физике поля. «Истинные соотношения между этими реальными предметами представляют единственную реальность, которой мы могли бы добиться» [13]. Философско-методологические идеи Маха, Оствальда, Богданова, Пуанкаре инициировали исследования по психофизиче-скому параллелизму. [1] .

Авенариус.

Эмпириокритицизм Р. Авенариуса:

идея критического анализа опыта и возвраще-ния к чистому, свободному от метафизических искажений опыту;

неразрывного единство «Я» и «мира» в чистом опыте;

понятие «интроекции».

«Принципиальная координация»: нерасторжи-мое единство субъекта (центрального члена) и объекта (противочлена).

А теперь подробнее об учении Маха.

Мах Эрнст (1838-1916), австрийский физик и философ-идеалист.

Маху принадлежит ряд важных физических исследований. Первые работы Маха посвящены изучению процессов слуха и зрения (объяснение механизма действия вестибулярного аппарата, открытие оптического явления — так называемых колец, или полос, Маха). С 1881 Мах изучал аэродинамические процессы, сопровож-дающие сверхзвуковой полёт тел (например, артиллерийских снарядов). Он от-крыл и исследовал специфический волновой процесс, впоследствии получивший название ударной волны. В этой области именем Маха назван ряд величин и по-нятий: Маха число, Маха конус, угол Маха, линия Маха и другие. Предложил принцип, согласно которому наличие у тела инертной массы является следствием гравитационного взаимодействия его со всем веществом Вселенной. Был против-ником атомной теории.

Философские работы Маха получили широкую известность в конце 19 — на-чале 20 веков благодаря содержавшейся в них попытке разрешить кризис в физи-ке с помощью нового истолкования исходных понятий классической (ньютониан-ской) физики.

Основу субъективно-идеалистического учения Маха составляет его теория экономии мышления и выдвигаемый им идеал «чисто описательной» науки.

Экономию мышления Мах объявляет основной ха-рактеристикой познания вообще, выводя её из изна-чальной биологической потребности организма в са-мосохранении, обусловливающей, по Маху, необходи-мость «приспособления» организма к фактам. То же содержание Авенариус выражает в «…принципе наи-меньшей траты сил».

Из принципа экономии мышления в системе Маха вытекает положение об «описании» как идеале науки. В развитой науке, с точки зрения Маха, объяснительная часть является излишней, паразитической и в целях экономии мышления должна быть удалена.

Одним из таких паразитических элементов науки Мах считает понятие причинности. Вместе с механи-стической интерпретацией причинности Мах отбрасы-вает само понятие причинности, предлагая заменить его понятием функциональной зависимости признаков явлений.

Методологические принципы экономии мышления и чистого описания Мах пытается применить к теории познания. Свой критический анализ ньютоновских по-нятий массы, абсолютного пространства он связывает с философским тезисом о мнимости понятия субстан-ции, вещи, о мнимости проблемы отношения субстан-ции и её свойств.

Требование необходимости определения понятий через наблюдаемые данные Мах доводит до выделе-ния основных «элементов», которые непосредственно, чувственно даны и лежат в основе всего познания, бу-дучи некоторым пределом разложения эмпирического опыта. Как понятие «вещи», так и понятие «Я» являются лишь условными наименованиями комплексов эле-ментов (ощущений).

Махистское «снятие» дуализма физического и пси-хического было в дальнейшем подхвачено и развито многими так называемыми реалистическими направ-лениями современной буржуазной философии, тече-ниями «нейтрального монизма» и другими философ-скими школами (неореализм, Б. Рассел).

Критика Махом и Авенариусом субстанционалист-ского понятия о «Я», душе, повлияла на критику амери-канским философом У. Джемсом понятия сознания, а через него и на неореалистов, на формирование фи-лософских основ бихевиоризма.

Рубрики: | Дата публикации: 30.06.2010

Нужна курсовая или дипломная?